Сельская учительница ООШ № 7 - Страница 4
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Сельская учительница.

Детство… Дореволюционная пора… в большой рабочей семье в небольшом городке Чистополье бывшей Казанской губернии на реке Кама в 1906 г. родилась дочь Клавдия. В 1914 г. поступила учиться в первый класс. В этом же году умер отец, старший брат Вениамин ушёл на фронт. Через пять лет и второй брат Павел ушёл добровольцем в Красную Армию – это был набор комсомольцев на Колчака.

1921 год. Голод. Семья переезжает в Сибирь в г. Бийск, а потом в Поповичевскую волость в коммуну «Путеводная звезда» (120 км от Бийска).

Учителей, даже просто грамотных людей, там не хватало. А Клавдия закончила семилетку. С 1 сентября 15-и летняя Клавдия начала работать в школе коммуны и проработала 2 года. «Росточка-то я махонького, некоторые ученики были старше меня, но люди так тянулись к знаниям , так хотели учиться, что каждый урок мой был в радость» - вспоминает Клавдия Дмитриевна. Она умела рассказывать живо, находя такие слова, что вся её жизнь встает перед слушателями, словно на экране.

По вызову брата Вениамина Дмитриевича семья переехала в с. Форпост – Каргат Новосибирской области. Вениамин уже работал там заведующим опорной школы. Клавдия Дмитриевна начала работать учителем начальной школы. К молодой учительнице коллектив школы заботлив и требовательный. Она вспоминает: "...учителя проверяли мои конспекты, посещали уроки, придирчиво отмечали недостатки моей работы. Это воспитывало во мне ответственность за каждый шаг, за каждое слово в моей работе. А также воспитывало глубокую любовь к педагогическому труду".

Жизнь предоставила возможность поработать в разных уголках Новосибирской области и в пос. Лебяжий, в Агафоновской школе Карпысакского района и в школе № 56 г. Новосибирска. И везде, где бы не работала Клавдия Дмитриевна, она находила возможность обучаться, углублять свои знания по педагогике и методике преподавания через самообразование, работу в библиотеках, посещение уроков учителей школы № 12.

По семейным обстоятельствам в 1937 г. Агаповы переезжают в Толмачёвский совхоз. Село было небольшое и молодое (оно было образовано в 1932 г.). Жители села тянулись к знаниям. На селе была своя начальная школа № 62. Первые поселенцы приспособили для школы гараж: убрали технику, сделали ремонт, нашли учительницу одну на четыре класса. Основателями школы были брат и сестра Агаповы - Вениамин Дмитриевич и Клавдия Дмитриевна. Люди они были образованные, с разносторонними интересами, поэтому и оставили неизгладимый след в судьбах своих учеников.

Вениамин Дмитриевич организовал кружки: фото и кукольный. Дети получали хорошие знания, приобщались к труду, каждую осень и весну дети ухаживали за растениями на пришкольном участке. По воспоминаниям Качаевой Антонины Михайловны «Какой был красивый парк, засаженный акациями и яблонями. Весной когда зацветали яблони, весь участок благоухал и казался огромным розовым шаром. Цветочные клумбы были сделаны звездой. Кроме цветов во дворе школы на грядках росли овощи и картофель Осенью урожай отвозили в совхозную столовую».

Клавдия Дмитриевна проработала здесь в начальной школе 40 лет до ухода на пенсию.

В течение этого времени она постоянно работала над повышением своих знаний. То изучала материалы «Готовься в ВУЗ», которые выписывала из Москвы, то переписывалась с НПК к НО, а по радио слушала их ответы, посещала областной институт усовершенствования, прослушивала курсы повышения квалификации. В этот период она участвует своими двумя статьями в издании областного сборника «Из опыта работы малокомплектных начальных школ». Работа « Организация и планирование работы при одновременном занятии с двумя классами» была напечатана в Журнале «Начальная школа».

В 1939 году Агапова К.Д. заочно закончила Томское педагогическое училище и сразу поступила в Новосибирский пединститут. Но там пришлось не долго учиться: пошатнулось здоровье. Врачи заявили «Хочешь воспитать своих детей, то оставьте высшее образование своим детям».

Сельская учительница… В горе и радости она всегда была рядом с учениками и их родителями, в гуще всех сельских дел.

В деревне, где работала Клавдия Дмитриевна с братом, кроме учителей, никто не оканчивал даже начальной школы. Поэтому вся общественная работа организовывалась и проводилась учителями малокомплектной школы: это и доклады, лекции, ликвидация неграмотности, работа с женщинами, организация и деятельность кружков, выпуск стенных газет и живых газет.

«Выходных дней, как в настоящее время, у нас не было. Наоборот, вся работа с населением проводилась в воскресенье. Нас избирали то в сельсовет депутатами, то в ревизионные комиссии сельпо или маслоартели, ни один из учителей не мог оставаться в стороне в годы коллективизации. Особенно ответственной была эта работа в годы Отечественной войны, вспоминает Клавдия Дмитриевна в своей автобиографии. Доклады, лекции в клубе (я была членом общества по распространению научных и политических знаний). Когда проводились выборы в Верховный Совет, то я работала завагитпунктом. Была постоянным агитатором среди работников животноводства центральной усадьбы Толмачёвского совхоза».

В годы войны, школа работала в обычном режиме. Но после уроков, клавдия Дмитриевна вместе с учениками торопилась в поле – вязала снопы, косила траву, ночами работала на току. Да ещё успевала проводить политинформации, писать письма на фронт, успокаивать вдов, при этом дома её ждали сын и дочь. В войну трудились все, словно одержимые, под лозунгом «Всё для фронта».

Ученики 4 класса Толмачевской совхозной начальной школы (кл. рук. Агапова К.Д.) всегда были в курсе производственной жизни своего совхоза. На материалах совхозного хозяйства ими составлен свой задачник, ученики вели летопись школы. «Ученики Клавдии Дмитриевны интересуются и читают историческую литературу, смотрят исторические фильмы, хорошо разбираются в историческом материале, умеют излагать материал живо и ярко, своими словами. Агапову отнесли к группе лучших классных руководителей области: стажисты с правительственными наградами.» из отчета облано

Клавдия Дмитриевна проработала здесь в начальной школе 40 лет до ухода на пенсию. Некоторое время, будучи на пенсии Клавдия Дмитриевна работала в библиотеке, вместо дочери, ухаживающей за ребёнком. Как интересно было ходить в библиотеку. Клавдия Дмитриевна всегда спрашивала о чём книга, как ты относишься к героям или событиям в книге. Если она выясняла, что ребёнок не читал книгу, она предупреждала, что в следующий раз не выдаст книгу для чтения. «Часто она приглашала нас школьников в библиотеку и сама читала нам какую – нибудь книгу. А потом мы обсуждали её содержание, выражали своё отношение к героям» - вспоминает Исаева Нина Егоровна.

С 1949г Агапова К.Д. член КПСС, а в 1952 году в числе делегатов от Новосибирской области вместе с писателем Коптеловым, актрисой Мясниковой, машинистом Середой была на Всемирной конференции сторонников мира в Москве. Для неё это было великим счастьем и великой наградой.

Её ученики … Стал директором треста русоголовый Федя Чуев, бригадиром животноводства Николай Романов, Володя Никитин.

И ещё есть у неё один ученик. Её сын – доктор физико – математических наук, профессор МГУ В.Г. Дёмин, автор научного труда «Судьба солнечной системы». На титульном листе его труда четко выведено «Заслуженной учительнице школы РСФСР Клавдии Дмитриевне Агаповой посвящает автор эту книгу».

За свой труд Клавдия Дмитриевна награждена Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Ленина, медалью за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. Ей присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР, она персональный пенсионер республиканского значения. Своё учительское кредо она определяла как «служение школе, общественной работе и воспитание своих детей».