Об учителях
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Музей истории образования Новосибирской области в рамках проекта «Передать в наследие векам маршруты пройденных дорог» готовит к изданию в 2017 году книги об учителях – тружениках тыла Новосибирской области.

Музеем развития образования Новосибирского района подготовлены материалы об учителях нашего района, работавших в годы войны в сельских школах.


Моим учителям семилетней
Ново-Луговской школы № 57
Новосибирского района
Новосибирской области
в знак признательности
и восхищения их трудом

Галина Семеновна Павина (Карпович)

В 1936 году распахнулись двери 13-ой школы Новосибирска, которая вскоре стала 42-ой, а сейчас МБОУ «Гимназия №1» Центрального района.

В 9-ый класс пришли ученики из разных школ, а Аня Логинова из 22-ой школы.

Быстро пролетели 2 года. В 1938 году Анна закончила 10 классов. Каждый нашёл своё призвание, у каждого сложилась своя жизнь.

2

В верхнем ряду – 3-ья слева – Аня Логинова, в центре фото директор школы Владимир Николаевич Афанасьев, рядом справа Зинаида Ивановна Аксиюк.

Перед Аней не стоял вопрос, куда пойти учиться. Многим помогла определить свой выбор классная руководительница Зинаида Ивановна, которая после окончания университета в Иркутске в 1927 года, переехала в Новосибирск в 1936 году и начала работать учителем математики. Среди её учеников люди разных профессий и, конечно, есть учитель математики.

3

                                        Зинаида Ивановна Аксиюк, заслуженный учитель СССР.

Будучи ученицей, Анна по совету Зинаиды Ивановны проводила занятия со «слабыми» учениками 5-6 классов, занималась на микроучастке со взрослыми по ликвидации неграмотности.

Весной 1938 года ЦК ВЛКСМ, Наркомпрос обратились к молодёжи с призывом поступать в пединститут. Стране нужны были учителя, особенно на селе. В ответ на этот призыв 300 тысяч юношей и девушек пошли в ВУЗы.

При Новосибирском ГОРОНО были организованы краткосрочные курсы по подготовке учителей: утром занятия в школе, с 16:00 занятия в пединституте.
Было трудно, но выручала молодость. Сил было много, но больше энтузиазма.

15 августа 1938 года Анна Логинова получает приказ о назначении её учителем математики в село Ново-Луговое Новосибирского района в школу №57. Часть слушателей была зачислена студентами в пединститут, в том числе и Анна Логинова.

Вот так городская девчонка и стала сельской учительницей.

Зинаида Ивановна пожелала Анне успеха и вручила свои методические пособия по алгебре и геометрии. Позже они были возращены в музей истории гимназии №1.

1 сентября 1938 года первый самостоятельный урок. Трудно было открыть дверь класса учительнице Анне Дмитриевне. Но пересилив страх, она вошла.

Из воспоминаний А. Д. Ноздровской (Логиновой). «... С тех пор прошло 58 лет. Много это или мало – трудно сказать. Эти года пролетели словно птицы. Вспоминаю свою жизнь, как бы перелистывая страницы интересной книги. Я не жалею, что выбрала профессию учителя. Учила детей, учила учителей, будучи 31 год на руководящей работе – директором, завучем. Были ошибки, были огорчения, а радость приходила позднее. Маяком для меня всегда были Зинаида Ивановна Аксиюк и Владимир Николаевич Афанасьев – первый директор школы №42. Его уроки литературы были для нас праздником. 1941 год. Война. Нам объявили, что никаких отпусков. Мы работали с учениками на полях. Лето было трудовым семестром. Никто не роптал. Военные годы всегда останутся в нашей памяти. Горе редко обходило каждый дом, часто приходила похоронка, и надо было быть рядом с семьёй, потерявшей кормильца, сына, брата, мужа. Надо было найти нужные слова, которые бы помогли женщинам пересилить горе, учеников окружить вниманием, заботой и лаской…»

А учительнице было-то всего 20 лет.

«Когда закончилась война, в 1946 году, я была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах». Я этой медалью горжусь: мой труд вливался в фундамент народной Победы над врагом».

4

Когда Анна Дмитриевна прибыла на работу в Ново-Луговое, школа располагалась в бывшем купеческом доме из 6-и комнат: 4 классные комнаты, одна учительская, кабинет директора, который позже тоже стал классом, а директор, Василий Егорович Пузырёв, был вместе с учителями. Школа отапливалась 4-мя печами из «вестибюля» углём.

5
                                                                           1958 год

Этот вестибюль был одновременно и спортивным залом со шведской стенкой, канатом, кольцами, свисавшими с потолка. Для детей это всё было удивительно, необычно. Учительница физкультуры Эрна Александровна – смуглая красавица в чёрных сатиновых со стрелочкой шароварах вызывала у нас восхищение. Зимой ходили на лыжах, которые приносили из дома. Учитель физкультуры Владислав Матвеевич Ноздровский учил нас ходить быстро на лыжах.

6

                                                                          1955 год

Этот зал был для нас одновременно и местом проведения перемен, где мы водили хороводы, пели «А мы просто сеяли…»

Столовой, буфета в то время не было. Каждый приносил что-нибудь из дома.

А ещё был «стеклянный» класс, который из вестибюля был наполовину от потолка застеклён, чтобы в коридоре-вестибюле было светло. И завучу и директору можно было наблюдать за поведением учащихся. Может быть, это не совсем этично, но это было.

В школе было 7 классов: 1-3 классы – начальная школа, 4-7 классы – среднее звено. После третьего класса проводился экзамен по русскому языку и арифметике. На второй год оставляли без проблем.

Учебный процесс был организован Анной Дмитриевной чётко, без скидок на сельскую местность. Учились в две смены.

На «трудах» и девочки, и мальчики выполняли одинаковую работу: изготавливали противни. В сельпо покупали лист железа, умели пользоваться ножницами по железу, деревянным молотком.

Кадровая «политика» в школе требовала достойных, знающих учителей. Приглашались преподаватели музыки из детского парка культуры Первомайского района. Они на лодке «перевозной» добирались в школу. Пение начиналось с первого класса. И это в деревне! Скрипач Александр Александрович разучивал с нами детские песни. А в 6-7 классах был учитель, который виртуозно владел игрой на трофейном аккордеоне «Weltmeister» и преподавал нотную грамоту. Это было здорово и чрезвычайно интересно!

Благодаря неравнодушной деятельности завуча А.Д. Ноздровской (Логиновой), в школе в этот период учили детей опытные преподаватели: учитель истории Василий Арсеньевич Запрудский, географию вёл Пантелеймон Яковлевич Гагарин. Учительница ботаники, зоологии Глафира Ивановна Домановская (ленинградка) поражала всех своей эрудицией. Многочисленные опыты на уроке и дома делали этот предмет для нас привлекательным, интересным.

Благодаря стараниям Глафиры Ивановны и учащихся, вокруг школы был цветущий сад, необыкновенно спланированный. Пришкольный опытный участок: овощи, зелень, цветы, яблоки, сливы, газон.

Мы с удовольствием там работали. Уже в те времена мы работали летом по расписанию на пришкольном участке. Глафира Ивановна учила нас также правильно засушивать цветы и делать из них панно.

Помню гостей Г.И. Домановской… На траве скатерть и всё к чаю. Это были её друзья из Новосибирска: художник Ликман и его жена Таисья Фёдоровна, мастер резьбы по дереву, которая учила этому детей в клубе «Каравелла». Будучи завучем в школе №30, мне посчастливилось сотрудничать с ней.

В обязанность учителя вменялось также посещение учеников на дому, знакомство с их семьёй и жилищными условиями.

Пантелеймон Яковлевич Гагарин, классный руководитель моего брата Геннадия, навещал ученика на дому, знакомился с моими родителями.

Следует заметить, что брат, как и многие мальчики, очень любили уроки математики Анны Дмитриевны. Продолжил образование в школе № 128 Первомайского района, затем в техническом ВУЗе.

Ново-Луговская школа существует с 1918 года. Тогда она называлась начальным училищем или церковно-приходской школой в ведении Новониколаевской Земской Управы, Томской Губернии. Обучение было 4-х классное. Первой заведующей школой была Евдокия Кривошеина. Вторым учителем был бывший офицер, участник 1-ой мировой войны Григорий Матвеевич Аксаментов, который учил моего отца, Семёна Алексеевича Карповича (согласно материалам Новосибирского областного архива Д-160, оп. 1). В1919 году выпускниками школы было всего 6 учащихся (Д-160, оп 1).

У Анны Дмитриевны к этому времени уже была семья, муж Владислав Матвеевич Ноздровский и дочь Ирина 1944 года рождения.

7

Дети первого класса с учительницей Антониной Андрияновной Пузыревой. 33 ученика. 1952 г.

9

На фото ученики Антонины Андрияновны – за первой партой слева направо Ирина Ноздровская и Галя Карпович, за второй – Тоня Болтунова, за третьей – Толя Олейник и Коля Поликарпов.

Парты чёрного цвета, синие панели. За окном зима.

Чета Пузырёвых в довоенные годы и в годы войны работала в школе №57. Директор Е. В. Пузырёв требовательный, образованный, участник Великой Отечественной войны. Антонина Андрияновна прекрасная, умная, знающая, добрая и требовательная.

Первой учительнице Антонине Андрияновне Пузырёвой:

Вы тратили на нас все силы, нервы,

Чтоб книгу знаний мы прочли быстрей.

Спасибо Вам за то,

Что были Вы не просто первой,

А лучшей среди всех учителей.

Анна Дмитриевна Ноздровская отдала сельской Ново-Лугосвкой школе 40 лет. Была талантливым наставником для своих коллег в начальном и среднем звене, передавая свой опыт. Продолжателем дела Анны Дмитревны стала Галина Мок (Ведерникова). Галина Артуровна, окончившая 57-ую школу в 1962 году, затем 128-ую Первомайского района, стала учителем математики и директором школы №57, заслуженным учителем РФ.

Выше всех правительственных наград для Анны Дмитриевны стала искренняя любовь учеников.

10

Заседание методического совета школы.1968г. На фото слева первая - Галина Артуровна Ведерникова (Мок).

«Она научила нас многому, помогала во всём, давала важные советы. На уроках всегда было интересно, а раз интересно, то и учиться хочется. В жизни каждого человека есть свой учитель, без которого в жизни всё дальнейшее могло бы не состояться. Анна Дмитриевна хорошо знала свой предмет и учила нас не только основам математики, но и доброте, справедливости, честности», – говорит о ней её ученица Галина Артуровна Ведерникова (Мок), директор школы №57.

«Таких людей, как Анна Дмитриевна, и раньше было немного, а теперь и вовсе счёт на единицы. На мой взгляд, Анна Дмитриевна – педагог от Бога. Именно таким в моём понимании и должен быть настоящий учитель, не только передающий ученикам свои знания, но и вкладывающий в своих воспитанников всю душу», – Г.С. Павина (Карпович), ученица школы №57 выпуска 1958 года, учитель иностранных языков МБОУ «Гимназия №1» Новосибирска.

Школьные годы в селе незабываемы. Во внеклассной работе участвовали все учителя и ученики. Это малые спартакиады на зелёном лугу перед школой, лыжные соревнования зимой, работа в поле, в школьном и колхозном саду, художественная самодеятельность на сцене сельского клуба. И всюду мы видели и чувствовали участие и руководство Анны Дмитриевны Ноздровской. До всего ей было дело: как дети учатся, как одеты, чем заняты после школы, как родители участвуют в воспитании ребёнка.

Несмотря на занятость, она вела ещё математический кружок, занималась с учащимися, пропустившими уроки по болезни.

Нет такой семьи в селе, где бы не было учеников Анны Дмитриевны: это Стасевичи, Карповичи, Борейко, Селезнёвы, Феоктистовы, Мышлецовы, Ишимовы, Шатровы, Ведерниковы, Осинцевы, Лосевы и списку нет конца.

Учитель на селе такой человек, который у всех на виду. У него всегда открытый урок, как в школе, так и в любом месте на селе.

К учителю идут с горем, за советом и с радостью. Так это было. А как сейчас?

11
Анна Дмитриевна Ноздровская

В 1949 году Анна Дмитриевна награждена медалью «За трудовое отличие». В 1959 году была делегатом областного съезда учителей. В 1971 году – почётная грамота Министерства просвещения РСФСР.

Анна Дмитриевна Ноздровская является почётным гражданином села Ново-Луговое.

В 1976 году – медаль «Ветеран труда».

Выйдя на пенсию, Анна Дмитриевна продолжала заниматься общественной работой.

Анна Дмитриевна Ноздревская была тем маленьким ручейком, который упорно пробиваясь на своём пути, не расталкивая, вливался в полноводную реку, именуемую золотым фондом учительства.

Труд учителя нелёгок, но подобно свету далёкой звезды, который доходит до нас даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не иссякает ещё долгие годы.

12
Дом семьи Ноздровских. 2015 год

Публикацию подготовила Г.С. Павина (Карпович), выпускница школы № 57 1958 года, учитель иностранных языков МБОУ «Гимназия №1» города Новосибирска.

Компьютерная вёрстка – А. А.Челак, учитель информатики МБОУ «Гимназия №1» города Новосибирска.


«Сражения выигрывают полководцы, но Победу куют учителя»!

Так справедливо сказал о значении труда учителя великий полководец. Ведь силу духа, беззаветную любовь к Родине, способность к самопожертвованию, героизму на фронте и в тылу в годы испытаний ковали они - учителя 20-40-х годов.

13

Таисия Ермолаевна Лещенко (Гончарова) – одна из первых учителей начальной школы села Криводановка.

Родилась 20 октября 1903 года в г. Томске. Там окончила четырёхклассную начальную школу. В 1915 году семья переехала в с. Криводановка. Сразу же после установления Советской власти в 1918 году 16-летнюю девушку пригласили на работу в школу по ликвидации безграмотности. Затем она работала учителем начальной школы и завучем. Таисия Ермолаевна была строгой, требовательной, но справедливым учительницей, она давала прочные знания. Три поколения её учеников отзывались о ней с глубоким уважением и благодарностью.

Её муж – криводановский крестьянин, Михаил Дмитриевич Гончаров, был призван на фронт и уже в сентябре 1941 года погиб, защищая Ленинград. Его письма с фронта полны нежности, заботы и тревоги за судьбу жены, сына, всех родных. О себе же писал скупо и сурово. В 1942 году Таисия Ермолаевна проводила на фронт и сына Николая. Эта хрупкая женщина никогда не показывала своего горя и тревог. Она работала в школе. И этому мужеству и трудолюбию учились дети. Вместе с директором школы Аржековской Валентиной Ивановной, коллегами она создавала тимуровские отряды, которые помогали семьям фронтовиков, работала на полях и ферме, а по вечерам с ребятами они писали письма и готовили посылки на фронт. Сын Николай Михайлович при освобождении Украины был контужен. После длительного лечения вернулся домой в конце 1945 года, но инвалидом. Мать подняла его. Долгие годы он работал в колхозе. В 60-е годы был председателем Сельского совета. Таисия Ермолаевна продолжала работать и после выхода на пенсию. С 1918г по 1958 год - 40 лет отдано образованию Т.Е. Лещенко.

В начале 70-х юные краеведы нашей школы записали её воспоминания по истории села и школы. Она с теплотой отзывалась о всех коллегах, подарила несколько фотографий.

14
15

Сельская учительница.

Детство… Дореволюционная пора… в большой рабочей семье в небольшом городке Чистополье бывшей Казанской губернии на реке Кама в 1906 г. родилась дочь Клавдия. В 1914 г. поступила учиться в первый класс. В этом же году умер отец, старший брат Вениамин ушёл на фронт. Через пять лет и второй брат Павел ушёл добровольцем в Красную Армию – это был набор комсомольцев на Колчака.

1921 год. Голод. Семья переезжает в Сибирь в г. Бийск, а потом в Поповичевскую волость в коммуну «Путеводная звезда» (120 км от Бийска).

Учителей, даже просто грамотных людей, там не хватало. А Клавдия закончила семилетку. С 1 сентября 15-и летняя Клавдия начала работать в школе коммуны и проработала 2 года. «Росточка-то я махонького, некоторые ученики были старше меня, но люди так тянулись к знаниям , так хотели учиться, что каждый урок мой был в радость» - вспоминает Клавдия Дмитриевна. Она умела рассказывать живо, находя такие слова, что вся её жизнь встает перед слушателями, словно на экране.

По вызову брата Вениамина Дмитриевича семья переехала в с. Форпост – Каргат Новосибирской области. Вениамин уже работал там заведующим опорной школы. Клавдия Дмитриевна начала работать учителем начальной школы. К молодой учительнице коллектив школы заботлив и требовательный. Она вспоминает: "...учителя проверяли мои конспекты, посещали уроки, придирчиво отмечали недостатки моей работы. Это воспитывало во мне ответственность за каждый шаг, за каждое слово в моей работе. А также воспитывало глубокую любовь к педагогическому труду".

Жизнь предоставила возможность поработать в разных уголках Новосибирской области и в пос. Лебяжий, в Агафоновской школе Карпысакского района и в школе № 56 г. Новосибирска. И везде, где бы не работала Клавдия Дмитриевна, она находила возможность обучаться, углублять свои знания по педагогике и методике преподавания через самообразование, работу в библиотеках, посещение уроков учителей школы № 12.

По семейным обстоятельствам в 1937 г. Агаповы переезжают в Толмачёвский совхоз. Село было небольшое и молодое (оно было образовано в 1932 г.). Жители села тянулись к знаниям. На селе была своя начальная школа № 62. Первые поселенцы приспособили для школы гараж: убрали технику, сделали ремонт, нашли учительницу одну на четыре класса. Основателями школы были брат и сестра Агаповы - Вениамин Дмитриевич и Клавдия Дмитриевна. Люди они были образованные, с разносторонними интересами, поэтому и оставили неизгладимый след в судьбах своих учеников.

Вениамин Дмитриевич организовал кружки: фото и кукольный. Дети получали хорошие знания, приобщались к труду, каждую осень и весну дети ухаживали за растениями на пришкольном участке. По воспоминаниям Качаевой Антонины Михайловны «Какой был красивый парк, засаженный акациями и яблонями. Весной когда зацветали яблони, весь участок благоухал и казался огромным розовым шаром. Цветочные клумбы были сделаны звездой. Кроме цветов во дворе школы на грядках росли овощи и картофель Осенью урожай отвозили в совхозную столовую».

Клавдия Дмитриевна проработала здесь в начальной школе 40 лет до ухода на пенсию.

В течение этого времени она постоянно работала над повышением своих знаний. То изучала материалы «Готовься в ВУЗ», которые выписывала из Москвы, то переписывалась с НПК к НО, а по радио слушала их ответы, посещала областной институт усовершенствования, прослушивала курсы повышения квалификации. В этот период она участвует своими двумя статьями в издании областного сборника «Из опыта работы малокомплектных начальных школ». Работа « Организация и планирование работы при одновременном занятии с двумя классами» была напечатана в Журнале «Начальная школа».

В 1939 году Агапова К.Д. заочно закончила Томское педагогическое училище и сразу поступила в Новосибирский пединститут. Но там пришлось не долго учиться: пошатнулось здоровье. Врачи заявили «Хочешь воспитать своих детей, то оставьте высшее образование своим детям».

Сельская учительница… В горе и радости она всегда была рядом с учениками и их родителями, в гуще всех сельских дел.

В деревне, где работала Клавдия Дмитриевна с братом, кроме учителей, никто не оканчивал даже начальной школы. Поэтому вся общественная работа организовывалась и проводилась учителями малокомплектной школы: это и доклады, лекции, ликвидация неграмотности, работа с женщинами, организация и деятельность кружков, выпуск стенных газет и живых газет.

«Выходных дней, как в настоящее время, у нас не было. Наоборот, вся работа с населением проводилась в воскресенье. Нас избирали то в сельсовет депутатами, то в ревизионные комиссии сельпо или маслоартели, ни один из учителей не мог оставаться в стороне в годы коллективизации. Особенно ответственной была эта работа в годы Отечественной войны, вспоминает Клавдия Дмитриевна в своей автобиографии. Доклады, лекции в клубе (я была членом общества по распространению научных и политических знаний). Когда проводились выборы в Верховный Совет, то я работала завагитпунктом. Была постоянным агитатором среди работников животноводства центральной усадьбы Толмачёвского совхоза».

В годы войны, школа работала в обычном режиме. Но после уроков, клавдия Дмитриевна вместе с учениками торопилась в поле – вязала снопы, косила траву, ночами работала на току. Да ещё успевала проводить политинформации, писать письма на фронт, успокаивать вдов, при этом дома её ждали сын и дочь. В войну трудились все, словно одержимые, под лозунгом «Всё для фронта».

Ученики 4 класса Толмачевской совхозной начальной школы (кл. рук. Агапова К.Д.) всегда были в курсе производственной жизни своего совхоза. На материалах совхозного хозяйства ими составлен свой задачник, ученики вели летопись школы. «Ученики Клавдии Дмитриевны интересуются и читают историческую литературу, смотрят исторические фильмы, хорошо разбираются в историческом материале, умеют излагать материал живо и ярко, своими словами. Агапову отнесли к группе лучших классных руководителей области: стажисты с правительственными наградами.» из отчета облано

Клавдия Дмитриевна проработала здесь в начальной школе 40 лет до ухода на пенсию. Некоторое время, будучи на пенсии Клавдия Дмитриевна работала в библиотеке, вместо дочери, ухаживающей за ребёнком. Как интересно было ходить в библиотеку. Клавдия Дмитриевна всегда спрашивала о чём книга, как ты относишься к героям или событиям в книге. Если она выясняла, что ребёнок не читал книгу, она предупреждала, что в следующий раз не выдаст книгу для чтения. «Часто она приглашала нас школьников в библиотеку и сама читала нам какую – нибудь книгу. А потом мы обсуждали её содержание, выражали своё отношение к героям» - вспоминает Исаева Нина Егоровна.

С 1949г Агапова К.Д. член КПСС, а в 1952 году в числе делегатов от Новосибирской области вместе с писателем Коптеловым, актрисой Мясниковой, машинистом Середой была на Всемирной конференции сторонников мира в Москве. Для неё это было великим счастьем и великой наградой.

Её ученики … Стал директором треста русоголовый Федя Чуев, бригадиром животноводства Николай Романов, Володя Никитин.

И ещё есть у неё один ученик. Её сын – доктор физико – математических наук, профессор МГУ В.Г. Дёмин, автор научного труда «Судьба солнечной системы». На титульном листе его труда четко выведено «Заслуженной учительнице школы РСФСР Клавдии Дмитриевне Агаповой посвящает автор эту книгу».

За свой труд Клавдия Дмитриевна награждена Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Ленина, медалью за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. Ей присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР, она персональный пенсионер республиканского значения. Своё учительское кредо она определяла как «служение школе, общественной работе и воспитание своих детей».


 40-е, роковые…

Немного из истории Сосновской школы № 32 Новосибирского района и её учителях .

В 30-е годы 20-го века на месте современного села Сосновка было несколько домиков с хозяйственными постройками. Приезжали люди, посёлок рос. На его основе было создано подсобное хозяйство, впоследствии преобразованное в совхоз №301.

Первая школа в нашем посёлке была начальной. В ней учились дети 1-го и 2-го классов (1932-1936 гг). Директором был Петков Михаил Васильевич. Дальнейшая биография школы продолжилась в 1936 году, когда состоялось открытие неполной средней школы совхоза № 301. Директором её стал совсем молодой, 25- летний Дмитрий Васильевич Кормушкин.

«По образованию я не педагог, а журналист,- рассказывал о себе Дмитрий Васильевич. - В совхоз №301 я прибыл весной 1934-го года, имея диплом об окончании Ленинградского института истории, философии, литературы и лингвистики. Работал до этого в политотделе многотиражной газеты корреспондентом. На общественных началах руководил школой взрослых повышенного типа. С 1-го августа 1936 года я был утверждён в должности директора школы. Шёл мне тогда 25-й год. Работать было трудно: завуча не было, завхоза – не было, учебно-наглядных пособий тоже почти никаких не имелось. Большой бедой было то, что школа не имела электрического освещения, классы освещались керосиновыми лампами. Но при всех бедах и трудностях школа работала, учила, воспитывала, давала питомцам путёвки в жизнь. В школе я проработал 3,5 года. Началась Финская война, и я на 4 месяца был призван в ряды Красной Армии. Когда началась Великая Отечественная война, я был призван в ряды Вооружённых Сил, где прослужил 20 лет. На фронте пробыл 2 года, прошёл путь от Сталинграда до Бургаса (Болгария) в должности политработника. Был дважды ранен и дважды контужен. Награждён двумя орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, двенадцатью медалями. Уволен из рядов Вооружённых Сил в звании полковника в 1961 году по состоянию здоровья»

Есть высшее из всех гражданских прав –

Во имя жизни встретить ветер боя

И, если надо, смертью смерть поправ,

                    Найти в огне бессмертие героя. (А. Сурков)

Учителя военных лет:

Учителя начальных классов:

Кира Михайловна Тимченко

Юлия Семёновна Гончарова

Василий Маркелович Голушкин

Иван Фёдорович Бояршин

Орлянская

Анна Лукьянова Мосиюк

Учителя-предметники:

Альгин Александр Иванович

Бубнов Иннокентий Афанасьевич

Гельман Лидия Адольфовна

Дворецкая Валентина Александровна

Захарова Валентина Александровна

Злобин Иван Дмитриевич

Зюбина Александра Алексеевна

Ильин Леонид Ильич

Кайгородов Владимир Алексеевич

Кормушко Мария Ивановна

Пермина Галина Васильевна

Путинцев Аркадий Петрович

Трушина Лидия Яковлевна

Шарова Татьяна Григорьевна

Шатохина Татьяна Ивановна.

Янин Иван Антонович

Многим запомнилась пионервожатая Аня Плеханова (ныне Кишкина).

Несмеянова Людмила Алексеевна. Людмила Алексеевна работала в школе №32 учительницей начальных классов. В 1942 году добровольцем ушла на фронт. В 1944 году после тяжёлого ранения вернулась в школу. После войны переехала жить в посёлок Пашино.


Памяти учителей Верх – Тулинской школы

16

Наталья Алексеевна Чупрова – Григорьева

Родилась в 1919 году 16 марта. С детства мечтала стать учителем. Несмотря на трудности, окончила педагогические курсы, позже педучилище.

В 1938 году, была направлена в Верх – Тулу, где стала обучать сельских ребятишек.

Наталья Алексеевна с большой любовью относилась к детям. Все свое время она проводила в школе, отдавая себя любимому делу. Уйдя на пенсию, она продолжала общаться с детьми, рассказывала о военном времени, о том, как в холодной школе учились дети, как заготавливали сами дрова, топили печь в школе, а уж потом садились за парты.

Проработала Наталья Алексеевна в школе более 40 лет. Воспитала сотни детей. За свой неутомимый труд учительница неоднократно поощрялась грамотами, наградами.

Фамилия Чупровы известны далеко за приделами села. Одна из улиц носит имя брата Натальи Алексеевны, героически погибшего во время ВОВ.

Сельчане бережно хранят память о замечательной учительнице, человеке с большой буквы.

17
Семен Николаевич Волков

Семен Николаевич Волков, рожденный в 1908 году в г. Барабинске. Имя этого человека, носит одна из улиц села. Семен Николаевич приехал в Верх – Тулу вслед за женой Глафирой Ивановной в 1938 году, окончив Педагогические курсы. Он преподавал в школе русский язык и литературу, чуть позже был назначен директором школы. Это был талантливый, принципиальный, способный учитель, потому сразу завоевал любовь сельских ребятишек.

Большой любитель поэзии он знакомил учеников с творчеством русских поэтов, писателей. Учил детей любить и понимать природу. В 1941 году, добровольцем ушел на фронт. В декабре 1943, погиб, защищая родину, за мужество и героизм был награжден орденом Отечественной войны первой степени посмертно.

18
Глафира Ивановна Домоновская

Глафира Ивановна Домоновская, родилась в 1910 году, в Пскове. В Верх – Тулу она приехала в августе 1938 года. В школе Глафира Ивановна преподавала химию и была назначена завучем. Когда ушел на фронт муж – Волков Семен Николаевич, она стала директором школы. Ей пришлось пережить все тяготы революции, первой мировой войны, но она всегда стремилась к учебе. В Омске она окончила Высшие педагогические курсы, после чего была направлена в Верх – Тулу. В памяти учеников, она осталась строгим, знающим учителем. Она умела поговорить с детьми, подбодрить родителей в тяжелые минуты жизни. Много хорошего оставила эта женщина в памяти людей. В школьном музее сохранилось фото коллектива учителей 1942года. Среди них, Г.И. Домоновская, Н.А. Григорьева, Е.С. Лойбович и др.

19
Констанция Ивановна Коршунова

 Констанция Ивановна Коршунова. Родилась в 1910году 14 марта в Краснодарском крае. С детства любила природу, пыталась изображать все в красках. Мечта ее стать художником, осуществилась, она окончила художественное училище и в 1935 году вместе с мужем переехала в Сибирь. Обосновались они в Верх – Туле. Констанция Ивановна стала работать в школе. Она хорошо рисовала, писала пейзажи, этому и учила сельских ребятишек.

Война много принесла трудностей. Но эта женщина мастерски умела порадовать, успокоить людей. По просьбе матерей, она писала письма на фронт. Добрая, трудолюбивая, она учила детей не только работать на уроке, но и с ними ходила в поле, помогала старым. Успевала, покормит голодных ребятишек, поддержать их словом. В памяти всех Констанция Ивановна осталась настоящим человеком и учителем.

Анна Ивановна Брюзгина

Анна Ивановна Брюзгина. Родилась в 1915 году 9 февраля. Стать учителем, была ее детская мечта. Окончив педагогические курсы, Анна Ивановна пришла в школу. Доброжелательная, талантливая учительница сразу покорила всех: и детей, и родителей. Она могла целыми днями находиться в школе, занимаясь с учениками. Учила их читать, писать, познавать мир. В военные годы, особенно трудно пришлось деревне. Вместе с взрослыми всюду находились и дети: работали в поле, собирали грибы, ягоды, убирали сено. Анна Ивановна всегда была с ними. Старейшие жители, до сих пор помнят Брюзгину Анну Ивановну.