История
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

История развития образования

 1



Из истории развития народного образования Новосибирского района

(по документам областного архива и материалам газеты «Приобская правда». Газеты № 27 от 19. 07. 1986 года «Школа шаги реформы», № 24 от 16.06.05.Статья «С выпускного бала на строй площадку»- интервью корреспондента А. Кожевниковой с начальником управления образования С.К. Коваленко от 8 ноября 2005 года, Спецвыпуск к 65 –летию Управления образования. Новосибирского района и № 17 от 23 апреля 2009 года)

1940 год создан отдел образования Новосибирского района (Постановление Облисполкома № 514 от 21 августа 1940 года).


Школа в годы Великой Отечественной войны

1941-1945 годы

Общее число школ - 35.

Учителей - 93.

Число школ, занимающихся в 2 смены - 28 (2005 уч-ся).

Из них: неполных средних школ - 15, средних школ - 2 ( Барышево, Каменка)

Всего учащихся - 8078: начальная школа - 5460, 5-7 классы - 2223, 8-10 классы - 395.

1941-1942 годы

Из Годового статистического отчёта (Опись 1. Архив 3. Дело № 58,59)

на начало учебного года:

Начальных школ - 34 , учащихся - 1356.

Неполных средних школ - 15, учащихся - 3254.

Средних - 2, учащихся - 861.

Из годового информационного отчёта ОБЛОНО по учебно-воспитательной работе в школах. Опись 1. Дело № 63

«Несмотря на трудности военного времени (школы располагались в мало приспособленных помещениях, занятия шли в 2-3 смены, сократилось количество учителей, отсутствие учебников и тетрадей и др.), большинство школ выполнили Программу. Годовые испытания показали организованность учащихся, повышение дисциплины и успеваемости. В большинстве школ города и районов шла перестройка изучения Конституции. Область располагала местными кадрами, а также эвакуированными учителями из Москвы, Ленинграда, Киева, которые имели методический опыт и историческую культуру….»

В соответствии с указом НКП от 17 августа 1941 года, была проведена перестройка учебно-воспитательной работы. Основные направления:

  • усиление работы по развитию практических навыков,
  • улучшение качества уроков,
  • более широкое использование наглядности и демонстрационных опытов,
  • рациональное использование времени для опроса,
  • систематическая работа по закреплению знаний,
  • усиление политико-воспитательной работы.

В воспитательной работе увеличилось число таких мероприятий, как внеклассное чтение, слушание радио, просмотр кино, посещение детей на дому, оказание им помощи, т.к. отцы ушли на фронт, матери были заняты на производстве.

Формы работы: политинформации, беседы, читки, пионерские костры, помощь в госпиталях, и организация помощи фронту (сбор средств на постройку военной техники, бутылок для уничтожения танков противника, металлолома, тёплых вещей) Комсомольцы и пионеры проводили концерты на полевых станах, помогали в уборке урожая в колхозах и совхозах.

Учителя продолжали методическую работу. В школах проводился контроль знаний. В Бердской школе № 2, и других практиковалась запись рекомендаций в отдельный журнал. Популярны были открытые уроки, обсуждение материалов «Учительской газеты и предметных журналов. В школе № 6 Бердска учитель Рихтер читала лекции. Активно работали предметные комиссии Проводились семинары при педкабинетах во всех районах.

Большую помощь оказывал Институт усовершенствования учителей. Научные сотрудники провели 38 командировок, из них 26 в сельские районы, проверили работу 162 школ, 8 педкабинетов, провели 146 докладов и лекций.

Подготовка к новому учебному году прошла своевременно. В сёлах открыто 125 детских чайных, детские лагери, при школах организовывались детские площадки. Руководители школ во время организовали заготовку дров. Но с 15 мая прекратился выпуск тетрадей из- за отсутствия бумаги.

1943-1944 годы

Из информационного отчёта ОБЛОНО о работе школ Новосибирского района ( Опись 1.  Арх. Фонд № 1366. Дело № 75).

В области большое внимание уделялось выполнению Закона «О всеобуче» Во всех районных центрах поддерживалась работа столовых (32 столовые- 5576 детей), в 559 школах организованы горячие завтраки. Работали 67 интернатов. Отмечена хорошая работа интернатов в Тогучинском и Маслянинском районах. Также оказывалась помощь одеждой и обувью. Однако Инспекторская проверка показала, что часть детей не посещали школу. В 28 районах 150 родителей были наказаны штрафом или привлечены к принудительным работам. Шло сокращение семилетних и средних школ (См. копию с. 3- Всеобуч и контингент учащихся). Снижалась и успеваемость учащихся.

На конец года по области 216708 учащихся (переведено-160327, оставлено на второй год- 32417, на осень-23959).

Причины по всем районам одинаковы:

  • отсутствие кадров -26%;
  •  в ряде школ отсутствие преподавателей математики, физики, химии, истории;
  •  в большинстве школ не преподавался иностранный язык;
  •  с высшим образованием -22%;
  • недостаток учебников (на 50 детей 18 букварей), мало было кружков.

Учителя практически не имели возможности повышать свой уровень ( отсутствие времени, Учительская газета была по минимуму (4 газеты на район).

- смена руководителей школ и недостаточный уровень руководства.

ОБЛОНО регулярно проводило проверки школ. Отмечено по Новосибирскому району: хорошие навыки грамматического разбора учащимися начальных классов Толмачёвской школы № 2, хорошие знания по математике учащихся Бердской школы ( учителя Лубникова, Тверских, Портных), в Толмачёвской школе; высокий уровень преподавания русского языка в Новолуговской неполной средней школе (учитель т. Гутовская).

Хорошие знания по физике показали учащиеся Толмачёвской школы (учитель Кудряшова), в целом в этой школе хорошая подготовка учащихся 8, 10 классов, но слабо решают задачи по математике (учителя Гурмаев, Соломников).

Большое внимание уделяют организации уроков, ответственности и поведению учащихся. на уроках химии и биологии в школах Искитимского и Новосибирского районов, особенно в школе № 24 Обского совхоза (учитель Марченко).

Но слабое преподавание в школах района естествознания и истории в 3-4 классах, недостаточная работа по привитию практических навыков. Слабые знания учащихся по биологии в школах № 24 и Толмачёвской. По истории учащиеся плохо знают даты. Синхронистические таблицы в Новосибирском районе использует только один учитель Мочищенской школы т. Журило. Не используются карты в учебниках по истории и географии в Толмачёвской школе (учитель Коломников), в Каменской школе учитель Сальников.

Во всех районах области были поставлены задачи по реализации приказа НАРКОМПРОСА Р.Ф. от 10.08. 44 года « О введении 5-и бальной системы оценки успеваемости». Главное – повысить ответственность за обучение и требование - «прекратить погоню за %!». Для повышения качества воспитательной работы были введены «Правила для учащихся. Комсомольские и пионерские организации, выполняя решения 12 Пленума ЦК ВЛКСМ, оказывали большую помощь в работе отделам образования. Учителя районов стремились проводить уроки и внеклассные мероприятия на более высоком уровне. Красочно оформлялись альбомы, плакаты. В практике была подготовка монтажей. В школе № 24 Обского совхоза и Новоельцовке выпускались содержательные общешкольные стенгазеты.

Уменьшилось количество неуспевающих учащихся, особенно среди комсомольцев и пионеров. Росло количество детских организаций. В Новосибирском районе на 1.06.44 года было 7 250 учащихся. Из них 1975 пионеров. По сравнению с 1943 годом рост - 375 человек.

Совершенствовалась методическая работа. В апреле 1944 года прошло областное совещание по внешкольной и внеклассной работе, по развитию технического творчества и натурализации.

При подготовке к новому учебному году большинство школ своевременно провели ремонт. Постепенно освобождались школьные здания, занятые в годы войны под особые нужды. ( По области под госпитали было занято 32, под ремесленное училище- 1, под эвакуированные институты и техникумы-5, для военных постояльцев-8.,для эвакуированных рабочих-1, для других нужд-2).

Школы выполнили план по заготовке дров, но вызывало тревогу подготовка к отопительному сезону и подготовка квартир для учителей в Колыванском, Коченёвском и Новосибирском районах. В Новосибирском районе из 7155 куб.м. по плану заготовили 3024, а вывезли 928 куб.м.

В 1944-1945 году ужесточалась ответственность руководителей школ и местных советов. ( См. копию архивного документа по заметке М. Олейник).


Трудный путь восстановления- 40-50-е годы

1946-1948 годы

В районе 56 школ. Из них 13 семилетних, 2 средние, остальные начальные. Учителей 416. С высшим образованием учителей не было.

Здания школ деревянные, освещение керосиновое, редко электрическое.

Отопление печное, только в двух школах центральное.

При школах обязательны пришкольные участки.

Из годового отчёта о работе Новосибирского сельского РОНО за 1957-1958 год Документ № 1084.

1957 год

В районе построено 3 новых школы, 4 школьных мастерских, 2 дома учителей.

Капитально отремонтировано 24 школы.

1958 год 

Плохо обстоит дело с размещением учащихся: в школах №№ 3, 9,10 занятия будут проходить в 3 смены. Плохо пока и с оборудованием кабинетов.

Всего в районе кабинетов: физики -3, химии-1, биологии -2, машиноведения -1, лектротехники-1, учебных мастерских 27, географических площадок -11. спортивных площадок - 14.

Общим недостатком в работе школ района является отсутствие специально оборудованных мастерских. В большинстве школ уроки труда проходят в приспособленных помещениях или классных комнатах. В школах № 3, 10,38 труд не преподаётся. Хорошо организовано политехническое обучение в школе № 25, преподаватель БочковВ.П и школе № 18 , преподаватель Мишнев Н. Ф.

Выполняя решения 20 съезда КПСС все школы Новосибирского района включились в социалистическое соревнование. Новосибирский район вызвал на соревнование Мошковский район.

Воспитательная работа

В соответствии с решениями 7 Пленума ЦК ВЛКСМ и 13 съезда комсомола положительных результатов в деле воспитания учащихся достигли коллективы школ №№ 12, 24,31, 38, 44. В практике работы классных руководителей появились тематические классные. Часы. Особых успехов достигли в организации ОПТ.

(помощь в уборке урожая, сбор металлолома и вторичного сырья, озеленение) Заработанные средства учащиеся передавали на укрепление МТБ школ. Улучшилась работа с родителями в школах № 25 и 84. В школах № 15,44, 57 работает родительский лекторий. Несколько улучшилась работа пионерских организаций. Пионеры 84-х школ посетили театры и музеи города. Проводятся походы по родному краю. В школах №№ 14, 16,23, 44 успешно работают тимуровские команды. В школе № 38 пионерам даётся рекомендация при вступлении в Комсомол, встречи с героем Советского Союза, рейды, вожатыми являются производственники.

В 1958-1959 учебном году классные руководители работали и над проблемой эстетического воспитания В школах №№ 9, 23, 25,76,44, 45 проводились беседы о русских художниках с демонстрацией репродукций их картин. В школе № 60 сложилась система классных часов по музыке, живописи и театру. Школьники района стали чаще посещать театры, музеи, выставки. В районной эстафете искусств первое место заняла школа № 60.

Однако в ряде школ ещё не налажена работа с родителями. Не добились ещё 100 % успеваемости среди пионеров. Слабо идёт пионерская работа в школах №19, 24, 57, там   нет освобождённых пионер вожатых.

1959 год

Самой актуальной проблемой в стране была программа перехода   к обязательному восьмилетнему образованию. В школах появились радиоточки, практика выпуска стенных газет.

50-60-е годы

Появились первые средние школы – в Ярково, Толмачёво и п. Садовом.

Заведующими Районо были В.Н. Кочубей, А.Ф.Волобуев, В.Г. Харламов.


50-60-е годы

1962 год

В нашем районе реорганизовались в восьмилетние первые 2 школы в Пашино № 33 и 70. В новое здание переехала школа №24 Обского совхоза Директор школы А Ф. Чесноков, работавший с 1956 по 1968 год с коллективом учащихся и педагогов заложили сад, организовали кроликоферму, своими силами построили гараж мастерскую. Построено каменное здание средней школы в Шилово.

1963 год

Пять школ района были переведены из восьмилетних в средние одиннадцатилетние ( Ярковская, Каменская, Пашинская, Толмачёвская, и школа Обского совхоза), причём с обязательным производственным обучением профильного типа: везде вели обучение механизаторов широкого профиля.

1964-1965 год

В районе значительно укреплена материальная база школ. Построена новая школа в с. Барышево на 964 места, восьмилетняя школа в Локтях на 160 мест, в с. Ново-Луговском пристройка на 240 мест, Коммунальная начальная школа на 40 мест. В связи с переходом на средне образование 4 восьмилетние школы были реорганизованы в средние., одна начальная в восьмилетнюю. Увеличилось количество дошкольных учреждений и интернатов; улучшилась учебно-воспитательная работа ( См. Копию справки. Архив. Докумета № 227, стр. 1-3).

1966-1967 год

В стране движение на развитие сельских школ. Районо усиливает работу с кадрами, всеобучу. Актуальный лозунг «Не потерять деревню» Проведена комплексная инспекторская проверка состояния учебно-воспитательной работы Шиловской средней школы № 82.

(См. копию справки. Архив. Документ (См. Копию справки Архивный документ № 21 . Стр. 4-27). Проведено было областное совещание о работе малокомплектных школ.

В этом году Боровская школа стала средней. Директор Антон Тихонович Звягин добился расширения здания – было пристроено каменное здание. Открыта вечерняя школа. Работал университет педагогических знаний для родителей.


70-е начало 80-х – «Золотые годы» образования в стране и в нашем районе

1969-1983 год

Заведующим РОНО был Вячеслав Казимирович Милевский.

За этот период было введено в строй 25 школ с хорошим оборудованием учебных кабинетов, столовыми, спортзалами; открыто 29 дошкольных учреждений образования. Шло социалистическое соревнование и между школами района

На базе района проводились республиканские и даже Всесоюзные совещания работников образования.

1974 год

Новосибирский район стал победителем Республиканского соревнования.

1975 год

«в основном завершен перехода к всеобщему среднему образованию»!

Мочищенская школа переехала в новое двухэтажное каменное здание.

1977 год

Район получил высшую меру признания - стал победителем Всесоюзного соревнования.

Получил переходящее Красное знамя и премию 10 000 рублей.

Большой вклад в это достижение внесли средние школы №№ 3, 9, 15, 60, 61; восьмилетние - Советская, Новолуговская, Чикская.

Указом Президиума Верховного РСФСР заведующему РОНО В.К. Милевскому было присвоено звание заслуженного учителя РСФСР.

Всего в 70 - первой половине 80-х годов в сёлах района было введено в строй 25 школ с оборудованными учебными кабинетами, спортивными залами, столовыми, 29 дошкольных учреждений.

Начало 80-х годов

Открываются огромные школы – Кольцовская № 5 , Краснообские № 1 и № 2.

Особое внимание учителя школ уделяли приучению учащихся к труду посредством организации производственных бригад; успешно шли эксперименты по развитию самоуправления, особенно в школах №№ 1, 3,15.

1983-1984 год

Выполняя решения майского пленума ЦК, и 26 съезда, районные комитеты, исполкомы руководство заочной школы стремились улучшить работу по обучению работающей молодёжи. В районе не имели среднего образования 3317 человек в возрасте 16-29 лет. УКП были открыты в 25 средних и 14 восьмилетних школах. По согласованию с руководителями хозяйств в УКП при школах № 1, 9, 14, 23 введена сессионная форма обучения. ( См. Справка о работе Новосибирской заочной школы стр. 1-5)

1984 год Апрельский Пленум ЦК КПСС принимает решение о реформе школы.

Цель: «создать условия для боле высокого уровня образования, профессиональной квалификации и гражданской активности»

В школах вводился общественно-полезный производительный труд. Успешно эта работа шла в школах № 3, 15, 23. Школы заключали договор с руководителями предприятий. Учащиеся изучали теорию по технологии производства под руководством специалистов. В школе № 23 из числа учащихся 7-10 классов были созданы бригады животноводов. На Кудряшовском комплексе под руководством наставников уже в 1986 году работали 240 учащихся, осваивая профессию операторов технологических линий по уходу и откорму, 23 электрика промышленных комплексов, 24 учащихся - профессию младшего продавца промышленных товаров.


90 – 2000-е годы – годы претворения в жизнь творческих замыслов педагогов, приобщение к исторической памяти

Более 15 лет, с 1993 по 2008 г., районное управление образования возглавлял Коваленко Сергей Кириллович, Заслуженный учитель РФ.

Для 90-х годов характерно появление обилия авторских программ педагогов, претворение в жизнь творческих замыслов, приобщение к исторической памяти.

Во время его работы активизировался творческий подход к делу во всех образовательных учреждениях, окрепла психолого-педагогическая служба, были заложены основы реструктуризации образовательной сети района.

Менялись приоритеты образовательной системы, психологическая служба нарабатывала свою систему работы, менялась её структура.

В 1995 г. постановлением администрации Новосибирского района был создан районный психологический центр, в штат которого включены педагог – психолог, социолог, профконсультант, а позднее и социальный педагог и дефектолог. Первый директор психологического центра – Наталья Петровна Косенкова, возглавлявшая службу сопровождения первые 14 лет.

В апреле 2007 г. как структурное подразделение Центра открыта постоянно-действующая территориальная психолого – медико- педагогическая комиссия, одна из первых в Новосибирской области. Ежегодно в ТПМПК получают помощь более 500 нуждающихся семей. В настоящее время в образовательных учреждениях района работают 36 педагогов – психологов, 33 социальных педагога, 36 учителей – логопедов.

За время существования Службы сопровождения в районе сложились такие важные традиции, как

- научно- практические конференции старшеклассников по психологии,

- олимпиады по психологии, недели психологии,

- районные конкурсы «Психолог года», «Логопед года», «Социальный педагог года».

Сегодня в районную сеть образования входят: 28 средних общеобразовательных школ; 15 основных школ; 6 учреждений дополнительного образования; 23 дошкольных учреждения, из которых 8 являются базовыми по отработке новых программ и технологий развития и воспитания детей; детский дом; открытая (сменная) общеобразовательная школа; информационно-методический центр; центр диагностики и консультирования.

С 2006 г. все образовательные учреждения участвовали в реализации приоритетного национального проекта «Образование». Победителями среди учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, стали:   Краснообская СОШ № 1, гимназия № 13 п. Краснообск, Издревинская СОШ № 58, Пашинская СОШ № 70, СОШ № 18 ст. Мочище, Боровская СОШ № 84, Криводановская СОШ № 22. Всем им была оказана государственная поддержка в размере 1 млн рублей.

31 декабря 2008 г. сдано в эксплуатацию новое здание школы № 19 в с. Раздольное – теперь это ресурсный центр школ района. Современное учебно- методическое оснащение, внедрение и использование новых образовательных технологий позволяет на высоком уровне осуществлять повышение профессионального мастерства педагогов района. Статус «областная экспериментальная площадка» присвоен образовательным учреждениям Криводановская СОШ № 22, Верх-Тулинская СОШ № 14, Издревинская СОШ № 14, Издревинская СОШ №58, ООШ №49 п. Красномайский, На их базе отрабатывались технологии, связанные с реализацией Комплексного проекта   модернизации образования. Проект был нацелен на укрепление здоровья обучающихся, безопасность образовательных учреждений, оптимизацию образования, социализацию и адаптацию личности.

Особый творческий вклад в совершенствование учебно-воспитательных методик, предметно- профильного обучения в этот период внесли педагоги И.В. Южаков (школа №1), М.С.Галушко, Г.М. Галушко (школа № 2) общий педагогический стаж которых – 110лет., Л.Ю. Катанская и В.В. Катанский (гимназия № 13), В.И. Киппа, В.М. Киппа (школа № 14), В.Г. Костюк   (школа № 19), В.А. Шатров (школа № 61), А.В. Кудасова (школа № 70), Е.Г. Чагина (Станция юннатов), заведующая детским садом №4 Мотовилова Н. Л., заведующая Центром развития ребенка п. Тулинский Л.И. Оносова.

За всю историю становления и развития системы образования   района высокого звания «Заслуженный учитель РФ» были удостоены 25 человек     знаками «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования РФ» награждены 125 человек, орденом «Знак Почета» -2 человека, орденом Ленина -1 учитель.

Больших достижений добиваются и дошкольные районные учреждения. Большими и малыми золотыми медалями в номинации «За эффективное решение инновационных технологий в детском саду» на выставке «Учебная Сибирская Ярмарка-2009» были отмечены детский сад «Золотой ключик» с. Верх- Тула; «Росток» п. Тулинский «За эффективную реализацию метода проектирования в экологическом воспитании дошкольников».

Услуги дополнительного образования предоставляют детско-юношеские спортивные школы «Чемпион» (п. Кудряшовский), «Рекорд» (с. Барышево), «Академия» , детский оздоровительный образовательный центр «Арго» (р.п. Краснообск), которые ориентированы не только на подготовку чемпионов, но в основном на развитие ребенка, как личности, здоровой морально и физически.

Большую работу по воспитанию подрастающего поколения проводят районный Дом детского творчества «Мастер» и Станция юных натуралистов в р.п. Краснообск.

С 2010 г. назначена начальником управления образования Потеряева Лариса Владимировна.

2010-2013 годы для образования Новосибирского района – это годы модернизации системы общего образования. Образование Новосибирского района можно назвать авангардом инноваций. В связи с этим в 2012 г. был учрежден знак «Авангард образования Новосибирского района». Вручение знака – это новая традиция для района. В 2012г 10 лучших педагогических работников были награждены этим знаком.

Ряд образовательных учреждений Новосибирского района включены в программы по реализации региональных и федеральных проектов, таких как «Моя школа – весь мир», «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни», «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», «Развитие сети специализированные классы» и др.

По программе дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы введено 623 места.

1 сентября 2013 года 20 школ Новосибирского района в пилотном режиме работают по ФГОС основного общего образования в 5 классах.

Для создания творческой образовательной среды района под руководством управления образования и ИМЦ ежегодно проводятся районные профессиональные конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагогический дебют», «Лучший классный руководитель», «Социальный педагог года», «Сердце отдаю детям».

Традиционной в районе является Научно-практическая конференция старшеклассников – «Надежды района». С 2013г начали работу отделения конференции для начальной школы и среднего звена.

Значительны успехи обучающихся района во Всероссийской олимпиаде школьников. В этом учебном году двое из них приглашены к участию в завершающем всероссийском этапе – СОШ №1 (право) и СОШ №70 (литература).

В 2012 году в Новосибирском районе начала работать Ассоциация молодых педагогов, призванная объединить молодых учителей образовательных учреждений района с целью выражения их интересов, содействия в повышении профессионального уровня и творческого потенциала молодых работников системы образования Новосибирского района.

Сегодня система образования – это стратегический ресурс для социально- экономического развития Новосибирского района.


Копии документов Новосибирского областного и районного архивов

Уважаемые посетители!

На строничке размещен список копий документов, хранящихся в архивах музея истории народного образования Новосибирского района Новосибирской области.

Ознакомиться с копиями возможно по адресу п. Краснообск, зд. 76 каб. 109, телефон для связи 8 (383) 308-67-11

  1. Всеобуч по области за 1940-1944 г.;
  2. Отчёт по начальным школам Наркомпроса за 1940-1941учебный год;
  3.  Отчёт по неполным средним школам Наркомпроса за 1940-1941учебный год;
  4. Отчёт по средним школам Наркомпроса за 1940-1941учебный год;
  5. Отчёт итоговый по школам Наркомпроса за 1940-1941учебный год;
  6. Постановление № 169 Список учителей на слёт областной отличников 1939 г.;
  7. Акт обследования школ по готовности к 1 сентября 1945 г  Новосибирского районо. Печатный вариант;
  8.  Акт обследования школ по готовности к 1 сентября 1945 г  Новосибирского районо. Печатный вариант;
  9. Акт обследования школ по готовности к 1 сентября 1945 г. Новосибирского районо. Письменный вариант;
  10. Отчёт по итогам 1944-1945 учебного года школ Новосибирского района;
  11. Годовой информационный отчёт о работе Новосибирского сельского РОНО за 1957-1958 учебный год;
  12. План работы Новосибирского районо на второе полугодие 1958-1959 года;
  13. Годовой информационный отчёт о работе Новосибирского сельского РОНО за 1958-1959 учебный год;
  14. Справка о состоянии учебной и воспитательной работы школ, численности выпускников;
  15.  Справка о проведённой работе Новосибирского сельского РОНО за сентябрь – ноябрь месяцы 1966- 67 учебного года;
  16. Справка о состоянии учебной и воспитательной работы в Шиловской средней школе № 82 за 1966 год;
  17. Решения сессий   Новосибирского районного совета депутатов за 1959-1987гг об утверждении заведующих отделами;
  18. Данные по РОНО за 1963-1964 учебный год;
  19. Планы строительства школ, дет. садов, интернатов, школьных мастерских на 1959-1965гг;
  20. Сведения о школах Новосибирского района на 1962- 1963 учебный год;
  21. Справка о работе школ Новосибирского района за 1963- 1964 учебный год;
  22. Постановление о переходе школ района на всеобщее среднее образование. 1970 г;
  23. Резолюция совещания актива по народному образованию Новосибирского района «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране»;
  24. План мероприятий по развитию общественного питания в школах Новосибирского р-на на 1964 г.;
  25. Выступление К.Г. Скрипко – директора Барышевской средней школы № 9 1950- е годы;
  26. Некоторые вопросы перестройки в работе школ Новосибирского района за 1960-1962 учебные года4
  27. Справка о работе Новосибирского районного отдела народного образования за 1966-1967учебный год;
  28. Справка по некоторым вопросам народного образования Новосибирского района за 1963-1967учебный год;
  29. Приказ о работе Новосибирского районного отдела народного образования по реализации Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы в свете требований 27 съезда КПСС;
  30. Стенограмма совещания учителей Новосибирского района от 6 января 1956г о политехнизации.