Диагностика на уроке: когда, зачем, за счет чего?
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Диагностика на уроке: когда, зачем, за счет чего?

2015-01-19 14.21.25 19 января 2015 года прошла первая в этом году встреча межпредметной творческой группы учителей Новосибирского района «Создание современной образовательной среды». Предметом обсуждения стал поиск ответов на вопросы, поднятые на предыдущем семинаре (см. http://edunor.ru/856-osvaivaya-novye-tekhnologii), с акцентом на операциональность педагогической диагностики.

С прошлого встречи остались вопросы:

  • Когда ученик молчит, есть ли у него какие-либо скрытые мыслительные процессы?
  • Какие? О чем он думает?
  • Как педагог строит гипотезу относительно паузы?
  • Как диагностирует ситуацию?
  • Как нормативно диагностировать ситуацию?
  • По каким критериям опознать, что диагностика проведена?

Во время обсуждения стало ясно, что, несмотря на частое осознанное и не очень осознанное использование диагностических процедур в профессиональной практике, целостного представления о диагностике сформулировать мы не можем. Поэтому на семинаре решили построить его, сформулировать и зарисовать. Для решения поставленной задачи мы задались вопросами:

  1. Что такое диагностика?
  2. Зачем она нужна?
  3. Когда уместна?
  4. На основании чего строится?

Работали дружно, останавливаясь, задавая новые вопросы и предъявляя свои диагностические средства. Полезным для различения стал вопрос Т.В. Бреховских: «А яму мы копаем на основании лопаты или с помощью лопаты?»

Пришли к следующим выводам. Диагностика – это исследовательская процедура, используемая для того, чтобы соотнести проект (например, урока) с реальной ситуацией. На основании результатов диагностики может быть принято два решения: скорректировать реальные процессы в соответствии с проектом или изменить проект под реальную ситуацию. При проектировании педагогической диагностики необходимо опираться на базовые задачи образования и воспитания с учетом возраста и специфики предмета.

Поняли, что надо постепенно расставаться с иллюзией «молчит, значит, понимает» Аргументом здесь выступает следующее суждение. Речь напрямую связана с мышлением. Если ученик не может проговорить, нарисовать или задать вопрос, то в мышлении у него ничего нет, да и у нас тоже.

В следующий раз решили посмотреть, с какими элементами урока и как связана диагностика, может ли сама диагностика быть средством изменения ситуации на уроке.

Приходько Н.А.

методист МКОУ «ИМЦ»

26-27.01.2015

2015-01-19 14.21.25

2015-01-19 11.34.12

2015-01-19 13.51.32