«Осваивая новые технологии…»
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

«Осваивая новые технологии…»

   151214 03 15 декабря 2014 года в помещении МБОУ - Краснообская СОШ №2 проходил  очередной рефлексивный практикум межпредметной творческой группы учителей «Создание современной образовательной среды в Новосибирском районе». Организацией и проведением  практикума занималась  группа «Формирование методологической культуры педагогов». Также  в нашей работе  участвовали представители «Гуманитарной экспертной школы» Фонда «Эндаумент  НГУ».

Целью нашей работы в группе   является проживание учебной ситуации и построение модели современного урока. Рассматривается не материал предмета, а пристальному изучению подвергаются действия учителя и учеников, и именно они становятся  тем материалом, с которым мы работаем на наших семинарах.

Технология освоения игромодельного открытого урока, дает возможность остановить его  в любой момент (сделать рефлексивную паузу) и обсудить возникающие вопросы.   Возможен и возврат в некоторую точку урока и выбор другого варианта продолжения его. Интересно также   одновременное пребывание участников как бы в двух лицах: ученик – учитель (учителя входят в роль ученика иногда настолько глубоко, что забывают о второй своей более важной ипостаси).

Предметом обсуждения на этом семинаре стал урок геометрии в 8 классе по теме «Четырехугольники» (учитель Бреховских Т.В).

Начало урока казалось непривычно неактивным со стороны учителя: рисунок на доске, сидящий и молчащий учитель. Но как раз эта ситуация и оказалась для большинства «учеников» проблематизирующей. 

С разной степенью детальности коллеги сумели   зафиксировать собственные «ученические» действия: от непроизвольного внимания, различения геометрических фигур по форме, обращения к памяти, до сопоставления  и классификации.

Трудным оказалось для нас таким же образом квалифицировать  действия учителя на  импровизированном уроке. Очень   важным оказался вопрос мотивации ученика.  Коллега, играющая ученика, твердила, что ей вообще ничего не интересно, и учитель должен немедленно её замотивировать, иначе она вообще учиться не будет.

И снова возник разговор о том, как сделать так, чтобы побуждение ученика к учению возникало не только на основе эмоциональных проявлений личности, и не только было внешним фактором, но и было основано на удовольствии от самого процесса учения, стало внутренней потребностью ученика.

В нашем понимании семинар, не оставивший вопросов для последующей работы,  прошел напрасно.   Но на этот раз остались  неотвеченными вопросы: о чем думает ученик, когда он молчит, как нормативно проводить диагностику, откуда учитель знает, провел ли он диагностику? Значит, работали мы качественно.

Бреховских Т.В.

Учитель математики МБОУ Криводановская СОШ № 22,

методист МКОУ «ИМЦ»

24.12.2014