Контуры современного урока прорисованы
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

Контуры современного урока прорисованы

 22 130514 01

13 мая 2014 года в МБОУ Криводановской СОШ №22 состоялся семинар для инициативного ядра педагогического коллектива под руководством группы формирования методологической культуры педагогов МКОУ «ИМЦ». На этом семинаре подводились итоги проделанной работы за год.  В течение года участникам предстояло ответить на вопрос, чем современный урок отличается от традиционного, и построить модель урока в системно-деятельностном подходе. 

Для достижения этой цели на встречах моделировались ситуации, происходящие на различных уроках по разным предметам в разных классах.   В роли учеников выступали участники семинаров.

Как же это происходило? Педагог начинал урок с желанием  довести его до конца. Но в какой-то момент процесс демонстрации урока останавливался. Мотивом такой остановки являлось то, что педагоги-ученики обозначили различные затруднения, касающиеся либо логики ведения урока, либо целесообразного использования метода, приема, средства учителя, либо общения учителя. И в дальнейшем рефлексивном обсуждении формулировались основные черты ситуации, выделялись затруднения, выстраивались  межпредметные связи и логика смены ситуаций урока.

Приведем пример с последней встречи. Татьяна Вениаминовна Донец демонстрировала, как она проводит уроки-обобщения по русскому языку используя схемы и групповую работу. Во время обсуждения  вышли на значимые для педагогов  вопросы:

  • как оценивать работу каждой группы?
  • как оценивать вклад каждого участника?
  • как организовывать обсуждение, чтобы результаты групп собирались в общий продукт?
  • как от соревнования переходить к коллективному построению?

Во время поиска ответов на эти вопросов стало проясняться, что логика ситуаций  не всегда совпадает с ходом урока, задуманным учителем. И здесь надо иметь определенную гибкость и принципы, чтобы последовать за направлением рассуждения учеников, не давая им, однако, выйти за границы темы.

Мы благодарим педагогов, которые предложили для анализа и проблемного обсуждения свои уроки:

Какие результаты, в том числе и личностно-значимые, получились к концу этого учебного года? Можем смело утверждать, что контуры модели современного урока прорисованы. Каждый участник данных встреч сделал для себя ряд содержательных открытий, о чем свидетельствовали изменения некоторых способов работы и поведения. К сожалению, отведенного времени не хватило для построения  согласованной общей модели. Но это можно будет сделать в дальнейшем. В следующем году предполагается обсудить  еще одну важную тему:  соотношение и взаимодействие между воспитанием и обучением.

Приходько Н.А.,

Методист МКОУ «ИМЦ»

21.05.14

 22 130514 01 1

 22 130514 01

 22 130514 02