Проблемы Федперечня обсудили на конференции «Новая реформа: почему школа теряет хорошие учебники»
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

Проблемы Федперечня обсудили на конференции «Новая реформа: почему школа теряет хорошие учебники»

studybooks060314 

Обсуждение спорных вопросов нового Федерального перечня учебников прошло в Москве. Эксперты выступают за пересмотр нового списка, поскольку в нынешнем виде он вредит системе образования в РФ.

Издатели, педагоги и родители  продолжают настаивать на том, что утверждение Федерального перечня учебников на 2013-2014 год в текущем виде приведет к непоправимым последствиям для российского среднего образования.

Проблемы Федперечня обсуждались в пятницу во время конференции «Новая реформа: почему школа теряет хорошие учебники», которая была организована ИА «Росбалт».

Напомним, что большое количество учебников не попало в проект Федерального перечня на 2013/14 учебный год по причинам бюрократического характера — из-за формальных требований школьники лишились целых систем преподавания, которые успешно применяются в большом количестве российских учебных заведений.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин рассказал, что неоднократно делал запросы в Министерство образования, пытаясь узнать, почему столь огромное внимание уделяется соблюдению формальных условий, при том, что сроки подачи учебников для включения в перечень были очень сильно ограничены, а основной задачей новой технологии фильтра Минобрнауки заявляло повышение качества учебников. Разъяснений депутат не получил, но ему сообщили, что менять решения Научного совета уже поздно.

«Если министерством была поставлена задача улучшить качество, то не надо ее искусственно подменять другой — сокращением количества учебников!», — сетует Олег Смолин.

Автор учебников по русскому языку и директор издательства «Баллас» Рустэм Бунеев считает катастрофой для страны сложившуюся ситуацию: «Это сравнимо с Чернобыльской аварией, так как скажется на нашем образовании только через несколько лет», — заявил эксперт.

Бунеев подчеркивает, что из Федперечня исключили не просто учебники, а результаты двадцати лет образовательных разработок. Эксперт отмечает, что обновление перечня станет нагрузкой и для бюджета: «Новый перечень и обойдется государству как минимум в 45 млрд рублей. Потому что половина учебников будет заменена, половине учителей придется перестраиваться на другие методики. В результате изменений мы потеряем целые научно-методические направления в российской школе и науке. Те направления, которые активно начали использовать и на Западе. Из школы уйдет большое количество талантливых педагогов», — возмущается Бунеев.

По информации Бунеева, система академика Леонида Занкова, учебники для которой выпускает «Баллас», востребована у 60% школьников республики Коми, 56% учеников Башкортостана, в Удмуртии по Занкову занимаются 55%, в Калининграде — 15%, в Новосибирске — 34%. Теперь ученики будут лишены возможности продолжить образование по выбранной методике, поскольку учебники «Балласа» из Федерального перечня исключены.

Директор Научно-исследовательского Центра им. Л. В. Занкова Светлана Яковлева отметила, что Научно-методический совет просто не мог досконально изучить все поданные учебники: «Судьбоносное решение о включении в федеральный перечень учебников принималось в катастрофически короткий срок. 24 февраля был подписан приказ о научно-методическом совете, а уже 28 февраля этот совет состоялся», — сообщила эксперт.

В процессе формирования перечня нарушены принципы единства образования. «Например, учебники Генриетты Граник включены в перечень для 1-4 класса. Но 5-9 классы выброшены. О какой преемственности мы говорим, когда уничтожается целый курс? Другой пример: учебники Мордкович по математике с 5 по 9 класс включены в перечень а, начальная школа — нет. Как таким образом строить преемственность программ?», — недоумевает редактор издательства «Мнемозина» Виктория Костюк.

Эксперты считают, что решениями Минобразования нарушается Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). К этому стандарту были приведены все учебники, которые ранее находились в Федперечне. «Что изменилось, если ФГОС не менялся, учебники не менялись, а наоборот модернизировались? Может быть, дело в процедуре проверки? Таким решением унижены все участники образовательного процесса: и ученики, и родители, и учителя», — заявила на конференции автор учебников по английскому языку Мерем Биболетова.

«Сложившаяся ситуация может привести к резкому ухудшению качества школьного образования», — подвел итог обсуждения Олег Смолин.

Как сообщалось, после волны недовольства со стороны экспертов книжного рынка и издателей, министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что будут пересмотрены решения по поводу включения в Федеральный перечень тех учебников, издатели которых нарушили технические процедуры подачи документов. Но вскоре после этого заместитель министра образования Наталья Третьяк сообщила, что никакие новые книги в принятый список добавлять не станут, более того, из него могут исключить и уже утвержденные издания.

После проведения экспертизы Федперечня, Общественная палата России рекомендовала Министерству образования отложить утверждение списка учебников и пересмотреть решение Научного совета. Тем не менее, ожидается, что приказ об утверждении перечня будет подписан в самое ближайшее время (согласно инструкции Минобрнауки, он должен быть опубликован не позднее 1 апреля 2014 года).

Материал взят с сайта