О профессиональном стандарте педагога
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

О профессиональном стандарте педагога

Зачем нужны профессиональные стандарты?

Идея разработки профессионального стандарта педагога возникла не на пустом месте. Еще в 2011 г. Российский союз промышленников и предпринимателей подготовил предложения по созданию современной системы профессиональных стандартов. Такие стандарты, по мнению членов союза, должны уменьшить разрыв между профессиональным образованием и запросами работодателей за счет повышения качества подготовки специалистов, выходящих из стен учебных заведений.

На данный момент на российском рынке труда существует дефицит квалифицированных кадров. В условиях быстрого развития технологий, глобализации экономических процессов специалист в любой сфере дол­жен обладать значительным объемом профессиональных знаний и уме­ний. Работодателям нужны работники, которые не только окончили учебное заведение, но и готовы приступить к работе. На практике же часто бывает так, что дипломированного специалиста необходимо пере­учивать, а иногда и заново учить азам профессии. 

Для того чтобы решить эту проблему и нужны профессиональные стандарты. Без них Россия навсегда останется страной с развивающей­ся экономикой - подростком, которому не суждено стать взрослым, зрелым человеком, полноправным членом мирового сообщества. 

По задумке разработчиков, профессиональные стандарты долж­ны установить некий обязательный минимум требований к квалифи­кации и компетенции работника по конкретной профессии, позволяю­щие ему эффективно выполнять свои должностные обязанности. Как документ они должны заменить Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих*, ко­торые носят рекомендательный характер и обязательны только в случа­ях, если кому-то из работников по определенной должности, профессии и специальности предоставляются компенсации и льготы.

Правовая основа разработки профессиональных стандартов 

За последнее время в российском законодательстве произошли из­менения, направленные на создание правовой базы для разработки про­фессиональных стандартов. В конце 2012 г. в Трудовом кодексе Россий­ской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ появилась ст. 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта»*. В ней дает­ся определение профессионального стандарта - это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определен­ного вида профессиональной деятельности». Кроме того, в ней говорит­ся, что порядок разработки, утверждения и при­менения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, со­держащихся в Едином тарифно-квалификацион­ном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике долж­ностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специ­альностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней ко­миссии по регулированию социально-трудовых отношений. 

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 были утверждены Правила разработки, утверж­дения и применения профессиональных стандартов. Согласно данному документу: 

1) проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работо­дателей, работодателями, профессиональными сообществами, само­регулируемыми организациями и иными некоммерческими организа­циями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3); 

2) разработка проектов профессиональных стандартов осуществля­ется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России: методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта; 

макетом профессионального стандарта; уровнями квалификаций (п. 6); 

3) утверждение профессионального стандарта осуществляется Мин­трудом России на основании заключения экспертного совета с рекомен­дациями о его утверждении (п. 22). 

Методические рекомендации по разработке профессионально­го стандарта утверждены приказом Минтруда России от 29.04.2013 № 170н. В приложении 2 к приказу приведен пример оформления Маке­та профессионального стандарта. 

Сам Макет профессионального стандарта утвержден приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 147н. В него входят четыре основных раздела: «Общие сведения», «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессио­нальной деятельности)», «Характеристика обобщенных трудовых функ­ций» и «Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта». 

Уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стан­дартов утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н (далее - Приказ Минтруда России № 148н). Всего выделяется девять уровней квалификации, к каждому из которых установлены требования по показателям: 

1)  «Полномочия и ответственность»; 

2)   «Характер умений»; 

3)   «Характер знаний». 

Кроме того, при определении уровня квалификации учитываются основные пути его достижения (образование, практический опыт и т. д.). 

Например, работник 1 -го уровня квалификации должен соответство­вать таким требованиям:

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения

Полномочия и ответственность

Характер умений

Характер знаний

Деятельность под руководством.

Индивидуальная ответственность.

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж. Практический опыт

 

Работник же самого высшего, 9-го, уровня квалификации, должен соответствовать другим требованиям:

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Характер умений

Характер знаний

1

2

3

4

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами. Значительный вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Дополнительные профессиональные программы. Практический опыт

 

Требования к квалификации работников, установленные Приказом Минтруда России № 148н, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности. 

Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2012 № 2204-р утвержден план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы. Согласно данному плану в текущем 2013 и следующем 2014 годах должно быть разработано не менее 400 профессиональных стандартов. 

План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах утвержден приказом Минтруда России от 30.11.2012 № 565. Согласно ему в 2013 г. должно быть утверждено 10, а в 2014 г. -15 профессиональных стандартов работников в области образования.

Разработка профессионального стандарта педагога 

С проектом профессионального стандарта педагога можно ознако­миться на сайте Минобрнауки России. На данный момент в нем содер­жится много противоречий и неточностей. 

Так, во вводной части проекта говорится: 

«Соответственно уровням образования, опреде­ляющим специфику педагогической деятельно­сти, выделяются следующие специальности: пе­дагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педа­гога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования». В настоящее время таких специальностей, как педагог основной школы и педагог старшей школы, не существует. 

В подп. «а» п. 1 проекта стандарта указано, что профессиональный стандарт педагога может применяться при приеме на работу в общеоб­разовательное учреждение на должность «педагог». На сегодняшний день такой должности в общеобразовательных учреждениях нет. 

Понятия «педагог» и «учитель» в стандарте часто употребляются как равнозначные. В связи с этим возникают вопросы в правильности их толкования. 

Некоторые требования, предъявляемые к педагогу, являются не­конкретными. Например, согласно подп. 4 и 5 п. 4.2 педагог должен «эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безо­пасной образовательной среды» и «эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, моти­вируя их учебно-познавательную деятельность». Что означает в данном случае «эффективно», остается непонятным. 

Многие положения профессионального стандарта педагога мне представляются актуальными и удачными - в частности, профессио­нальные компетенции. К сожалению, найти сегодня учителя, который полностью им бы удовлетворял, вряд ли получится. Такие завышенные требования могут привести к злоупотреблениям на местах, т. е. стать способом расправы с неугодными работниками. 

Если говорить образно, проект профессионального стандарта педа­гога пока мне видится прекрасной дамой в мечтах средневекового ры­царя, мало имеющей отношения к реальности. Однако сама идея раз­работки стандарта хороша и при успешной реализации положительно скажется на развитии образования в нашей стране.

Нормативные документы

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ 

Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» 

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2012 № 2204-р <Об утверждении плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы> 

Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» 

Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» 

Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» 

Приказ Минтруда России от 30.11.2012 №565 «Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах»

 

Сергей Кандриков, 

юридического отдела Южного окружного 

управления образования 

Департамента образования города Москвы