Понятие не построишь по определению
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

Понятие не построишь по определению

21 октября в помещении ОблЦИТа (Блюхера, 40) прошла вторая встреча межпредметной творческой группы педагогов Новосибирского района «Создание современной образовательной среды», методическое сопровождение которой оказывает группа «Формирования методологической культуры педагогов» МКОУ «ИМЦ».

К этой творческой группе присоединились новые сотрудники. Для того чтобы познакомить их с основными принципами работы, а остальным участникам помочь включиться после месячного перерыва, нужно было реконструировать ситуацию прошлого взаимодействия. С этой целью задавались вопросы на осознание мотивации и ожиданий от семинара, на использование в практике результатов работы предыдущей встречи. Оказалось, что применить на практике построенные различения сразу не удается. Нужно еще что-то. Вот это что-то и искали участники творческой группы…

В ходе работы возникали вопросы:

  • Чем новое отличается от старого?
  • Можно ли новое, которое устроено принципиально иначе, узнать старыми способами, например, наблюдением?
  • В каких случаях и как давать подсказку, чтобы она подтолкнула размышления в нужном направлении?
  • В чем разница между «действием» и «операцией»?
  • Деятельность – это активность ученика, или что-то другое?

В результате обсуждения участники творческой группы пришли к выводу, что в педагогической практике при наблюдении (как методе диагностики) необходимо делать смещение акцента внимания с психического поведения на функциональные действия. Увидели, что понятие «деятельность» для большинства участников есть не что иное, как набор (список) разных элементов, которые непонятно как между собой связаны. В связи с этим возникла необходимость развести понятия «действие» и «операция».

Стало ясно, что операция это такое действие, которое имеет функциональную направленность и логично связано с предыдущим и последующим действием. Каждая операция есть условие для возникновения следующей операции. Пришло осознание того, что понятие нельзя построить по определению. Понятие всегда шире определения.

После такой сложной работы участники уходили с мыслью, что для работы в деятельностном подходе необходимо самим научиться действовать операционально и научить этому детей.

Приходько Н.А.

   211013 02    211013 03

   211013 04    211013 06