Главное в групповой деятельности — создание общего продукта

19 декабря в Марусинской СОШ №24 состоялся семинар для учителей начальной школы по теме «Различные подходы к организации групповой деятельности на уроке». Актуальность темы подтверждается тем фактом, что   в новых требованиях ФГОС 2019-2020 г.   сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.  Среди метапредметных умений —  это овладение умениями участвовать в совместной деятельности.  

На семинаре присутствовали наши коллеги из ГБОУ НСО «ОЦО» п. Тулинский/ С приветственным словом к участникам обратилась директор организации Габидулина Татьяна Александровна и заместитель директора по УВР Пахилова Юлия Викторовна.

Выбранная форма проведения семинара – методические чтения.

 Для справки. На методических чтенияхобмен опытом происходит на уровне методик, технологий, в данном случае педагогических. Ключевым словом в словосочетании «методические чтения» является «методические». Здесь конспект урока, мероприятия сами по себе значат мало, а главным становятся методические выводы из представленного материала.
На методических чтениях коллеги ждут от авторов рассказа об основных принципах, которые положены в основу их повседневного педагогического опыта; о методах, методиках и технологиях, применяемых в повседневной работе; о методических приемах. Если даже автор тезисов берет чужую методику или технологию, то коллегам интересно как она применяется в данном конкретном случае, какие возникают трудности, как их преодолеть, что можно получить в результате получения данной методики.
Другими словами, каждый тезис, представленный на методические чтения, должен быть небольшими методическими рекомендациями, отражающими опыт конкретного педагога (С.А.Ивлев. Методическая работа в образовательном учреждении. М. 2014)

Семинар состоял из 2-х частей. В первой части (практической) коллеги  побывали у Мальцевой Людмилы Николаевны на уроке обучения грамоте в первом классе. Людмила Николаевна осваивает групповую работу в технологии В.В. Степановой. Предметом обсуждения стал прием ритмизации деятельности учеников в группе.

Герлинг Светлана Михайловна провела урок английского языка в 4 классе. Содержанием групповой работы обучающихся стала работа с текстом. Ученики после чтения и записи текста на английском языке трудились над созданием коллажа. Небольшой рассказ в ходе совместной деятельности превратился в «изобразительное полотно», на котором дети представили его (рассказа) сюжет.

Учитель – логопед Лаптева Рита Андреевна предложила коллегам несколько игр, которые можно использовать в практике учителям для профилактики дисграфии у детей 1 класса.

В группах на уроке изобразительного искусства (учитель Елена Викторовна Усова) ученики выстраивали композицию «Волшебный лес», используя нетрадиционную технику «кляксография» (выдувание трубочкой).

Во второй части семинара, собственно «методической», Мальцева Л.Н. рассказала о различных подходах к организации групповой деятельности, представила рекомендации по использованию приема ритмизации на своих уроках. При обсуждении коллеги обратили внимание на то, что увидели результат работы детей в группах – умение самоорганизовываться.

 Лаптева Р.А. в дополнение к своему практическому занятию представила учителям теоретическую информацию о видах дисграфии.

Мастер —  класс   Бежелевой Ларисы Алексеевны был посвящен методам и приемам работы с детьми с ОВЗ в условиях образовательной организации. В ходе мастер — класса прозвучали методические рекомендации, направленные на то, как активизировать на учебных занятиях деятельность данной группы детей. В заключении мастер — класса коллеги в группах поработали с текстом  В.А.Осеевой «Волшебное слово», использовав прием технологии критического мышления «ромашка Блума».

С.М. Герлинг при обсуждении сделала акцент на том, что ценность групповой работы заключается в создании общего продукта.

Семинар вызвал интерес у участников. Содержание семинара соответствовало теме и форме проведения.  Организация групповой работы обучающихся на уроке по – прежнему вызывает затруднения у учителей. Не все педагоги однозначно признают ее приоритет перед другими формами. В первом классе многие коллеги и не пытаются ее использовать как ресурс решения образовательных задач.

Участники семинара выражают благодарность администрации школы за радушный прием.

 Руководитель РМО учителей начальной школы, методист МКОУ «ИМЦ»  Валентина Викторовна  Хрущева