Ситуации развития в методической работе — быть!

26 августа 2019 года в рамках Единого методического дня, в уютных кабинетах и актовом зале МАОУ лицея №13 п. Краснообска, состоялась стратегическая сессия учителей начальной школы «Методическая работа в современных условиях».  

Подготовка к данному мероприятию началась еще в июне. На заседании творческой группы, в состав которой вошли учителя начальной школы и руководители школьных методических объединений образовательных организаций района, были обозначены основные проблемы в методической работе учителей начальной школы и разработан проект проведения сессии. 

В августе месяце творческая группа на своих встречах определила точное название сессии, темы для обсуждения на фокус — группах, модераторов групп и регламент.  

26 августа по регламенту прошло пленарное заседание, на котором В.В.Хрущева, руководитель районного методического объединения, подвела итоги работы за прошедший год, вручила благодарности управления образования Новосибирского района коллективам школьных методических объединений, активным участникам РМО; и благодарности отдельным педагогам, участникам профессиональных конкурсов. Далее Валентина Викторовна предложила участникам сессии установочный доклад «К вопросу о методической работе в современных условиях», теоретико – практические положения которого были положены в основу работы учителей на фокус – группах. 

 В обсуждение актуальных вопросов методической работы включилось более 90 учителей на площадках 8 фокус — групп: 

  • I Фокус – группа «Современный руководитель школьного методического объединения – какой он?...Модератор: Макарова Наталья Михайловна, руководитель ШМО учителей начальной школы, МБОУ  — Боровской СШ №84; 
  • II Фокус – группа «Современный руководитель школьного методического объединения – какой он?..Модератор: Липеева Ольга Анатольевна, руководитель ШМО, МБОУ  — Верх -Тулинской СОШ  №14; 
  • III Фокус – группа «Принципы управления методической работой в школе. Как организовать эффективное управление методической работой в школе?» Модераторы: Еремина Евгения Валерьевна, заместитель директора МАОУ Лицей №13, п. Краснообск, Середович Людмила Сергеевна, зав. кафедрой учитель начальной школы МАОУ Лицей №13; 
  • IV Фокус – группа «Принципы управления методической работой в школе. Как организовать эффективное управление методической работой в школе?» Модератор: Крупская Ольга Серафимовна, руководитель ШМО,  МБОУ  — Новолуговская СОШ №57; 
  • V Фокус – группа « Наставничество как условие развития педагога. Профессиональное становление молодых педагогов в образовательной среде». 

Модераторы: Мурзина Алла Васильевна, руководитель ШМО учителей начальной школы МБОУ  — Криводановской СШ №22, Щербакова Оксана Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ  — Криводановской СШ №22; 

  • VI Фокус – группа « Наставничество как условие развития педагога. Профессиональное становление молодых педагогов в образовательной среде»Модераторы: Белкина Русалина Руслановна, учитель, лауреат конкурса «Педагогический дебют – 2018» МБОУ — Березовской СОШ №12; Гомзякова Дарья Александровна, победитель конкурса «Педагогический дебют – 2018, МБОУ  — Пашинская СОШ №70; 
  • VII Фокус – группа «Система учительского роста»Модератор: Приходько Наталья Александровна, методист МКОУ «ИМЦ»; 
  • VIII Фокус – группа «Система учительского роста»Модератор: Мальцева Людмила Николаевна, руководитель ШМО, МКОУ  — Марусинская СОШ №24. 

Еремина Е. В., Середович Л. С.: «Тема вызвала неподдельный интерес у участников группы. Сразу началось бурное обсуждение. В процессе дискуссии выяснилось, что в некоторых школах пока нет системы принципов управления методической работой. Педагоги представили свою точку зрения на то, использование каких принципов МО наиболее эффективно для развития методического объединения школы. Очень порадовало, что в обсуждении активное участие принимали молодые педагоги, которые оказались неравнодушными и заинтересованными людьми с активной жизненной и педагогической позицией». 

Липеева О.А.: «Работа в фокус группе по теме «Современный руководитель школьного МО – какой он?» началась с обсуждения вопроса   какие требования предъявляются к методической работе в современной школе, как она может быть выстроена, и кто может отвечать за такую работу. Участники рабочей группы единогласно согласились с тем, что должность руководителя МО является значимой и  незаменимой, как как именно руководитель методического объединения способствует успеху внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс конкретного направления деятельности. 

Далее участники группы рассмотрели, какими качествами должен обладать педагог, занимающий эту должность. Определили качества: личностные, профессиональные, деловые. Ассоциативно должность руководителя сравнили с рыбой, которая плывет в разных направлениях, как по течению, так и против. «Рыбка», которая умело маневрирует между администрацией школы и коллегами. 

Особую дискуссию вызвал вопрос о том, как все успеть!!! Все пришли к выводу, что необходимо правильно планировать свою деятельность и грамотно распределять обязанности. Группа сработала творчески, и достойно защитила свою работу на пленарном заседании».   

Крупская О. С. «Министерство просвещения РФ в рамках национальной системы учительского роста создает новые должности для учителей: старший и ведущий педагог. Национальная система учительского роста (НСУР) предусматривает введение в школах с 2020 года новых педагогических должностей: старший учитель (учитель – методист) и ведущий учитель (учитель – наставник). В свете этого наша группа поняла значимость мероприятия для учителей начальной школы. Поэтому активно работала над созданием модели системы методической работы. Результат был представлен участниками успешно». 

Сессия завершилась представлением и обсуждением на пленарном заседании  результатов работы в фокус — группах. По тому, как участники групп демонстрировали свои наработки, можно сделать вывод, что наработки являются, в большинстве своем, достижением совместной работы, включенности в групповую работу. 

 Вопросы, которые задавались и в ходе работы в группах, и на пленарном заседании, свидетельствуют о том, что у большинства педагогов есть осознание актуальности темы сессии, есть желание осознать необходимость изменения своих взглядов на значимость данного вида профессиональной деятельности, изменения подходов к организации методической работы в соответствии с современной образовательной средой. 

Вместе с тем, необходимо отметить, что пока нет четкого понимания, как качественно менять содержание работы МО, как уйти от однообразия форм методической работы, как вовлекать учителей в инновационные процессы, неформально планировать деятельность школьных методических объединений и др.  

Это значит, что мы снова находимся в ситуации развития! 

Благодарю коллег, руководителей фокус – групп за качественную организацию работы и содержательную деятельность! Спасибо коллегам из лицея №13! 

В.В.Хрущева, руководитель РМО, методист, Почетный работник СПО