Первые «ростки» реализации технологии
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

Первые «ростки» реализации технологии

RMO 15 мая 2018 года в МБОУ - Криводановская СШ №22 состоялось заседание РМО учителей начальных классов по теме «Практика реализации системно - деятельностного подхода в обучении (на основе технологии В.В. Степановой, канд. псих. наук, автора технологии "Школа развития индивидуальности"Росток")». 

На него приглашались учителя начальных классов, обучившихся на дистанционном курсе В.В. Степановой по системно-деятельностному подходу, участники творческой группы.

Уроки проводила Оксана Алексеевна Щербакова, которая начала знакомиться с технологий Валентины Васильевны несколько лет назад, и прошла обучение на 2-х курсах: последние включали блок по обучению детей с ОВЗ. Мы увидели вариант реализации технологии В.В.Степановой в обычной школе одним учителем.

Ребята встретили учителей песней про гостей с отбиванием ритма и простейшими согласованными танцевальными движениями. Гостей надо встречать застольем на скатерти. Дети получили разного размера «скатерти» из бумаги и задание: какая она скатерть: квадратная или прямоугольная? Вот с этим и надо было разобраться ученикам, доказать свою версию, работая по группам со «скатертью» своего размера. Выслушивая версии всех групп, учитель не радовался единично-правильным ответам, а задавал вопросы на уточнение и понимание, привлекая к сотрудничеству участников из других групп. Стремился, чтобы каждая группа построила суждение - чем отличается квадрат от прямоугольника и как это определить.

После построенного различения перешли к измерению сторон и построению числовых выражений. И снова учитель не давал подсказок, а задавал вопросы, внимательно наблюдая за происходящим и предлагая построить аналогичные числовые выражения. Это было занятие по математике с темой "Табличное вычитание", очень динамичное по содержанию и подвижное физически, ребята не сидели на месте и были включены в деятельность.

На втором занятии по русскому языку "Синхронизация почерка" учащиеся писали цифру «единица» разными способами: локтем, носиком, мизинцем левой руки, ногой. И только выполнив все это, перешли к написанию цифры в тетради, проговаривая подходящий стишок. Все это соответствует последним научным достижениям в изучении мозга и нейропсихологии.

На обсуждении с коллегами задавались вопросы о трудностях перестройки сознания учителя, его подходов к построению образовательного процесса на уроках, о поддержке учителя администрацией школы, о преемственности в среднем звене. Одно было ясно точно, что увлеченность и волевое желание педагога является основным фактором для собственного изменения и изменения образовательного пространства вокруг себя. Ведь нашлись и средства, и способы. Все пошло в ход и контейнеры от яиц, и абрикосовые косточки.

Мы рады первым росткам реализации технологии В.В. Степановой. Необходимо отметить, что даже первые шаги оказались результативными: дети умеют работать в группах, удерживать общий ритм, синхронизируя свои действия с действиями других. Учитель занимает позицию исследователя на занятиях, понимает закономерности актуальной зоны развития детей, ищет «здесь и сейчас» в совместной с детьми смысловой деятельности адекватные для каждого и всех способы познания мира и развития способностей.

Ждем, когда другие участники курсов осмелеют и попробуют показать свои уроки с элементами данной технологии.

методисты МКОУ «ИМЦ» Приходько Н.А., Хрущева В.В.

18.05