«Снова вместе учимся!»
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

«Снова вместе учимся!»

RMO В соответствии с планом работы МКОУ «ИМЦ» 29 января 2018 года на базе ГБУ ДПО НСО «ОблЦИТ» состоялось совместное заседание РМО учителей начальных классов и РМО учителей математики по теме «Создание учебных ситуаций на уроке. Анализ урока».

Приглашались на него руководители школьных методических объединений и заинтересованные учителя. Всего присутствовали около 30 участников. Совместные семинары проводятся руководителями РМО Хрущевой Валентиной Викторовной и Бреховских Татьяной Викторовной и методистом ИМЦ Приходько Натальей Александровной далеко не в первый раз. Причиной этого являются и вопросы преемственности, и наличие довольно большого опыта работы учителей начальной школы в ФГОС, и осознание того, что проблемы у нас общие. Технология создания учебных ситуаций на уроках в начальной школе рекомендована ФГОС НОО для освоения учителями, понятно, что учителям математики средней и старшей школы тоже необходимо учиться работать с учебной ситуацией, а вместе делать это гораздо эффективней. Так как семинары ведутся в системно - деятельностном подходе, а способом реализации его является учебная ситуация, то организаторы и создали для участников именно учебную ситуацию. В качестве материала для работы была предложена заметка В.В. Хрущевой «Как переводить учебные задачи в учебные ситуации», написанная по следам одного из семинаров РМО учителей начальных классов. Для работы было создано 4 группы, в которых присутствовали как учителя начальных классов, так и учителя математики. То есть, кроме текста у участников групп была возможность взаимодействовать напрямую с непосредственными участниками того самого семинара. Группам необходимо было построить учебную ситуацию и понять, что же такое учебная ситуация. Задание все группы получили одно и то же, чтобы был общий предмет для обсуждения. Каждая группа сама строила понимание задания, выбирала способ действия по его выполнению и затем представляла полученный результат на обсуждение. Обсуждение выявило много вопросов:

  • Какое понятие шире: учебная задача или учебная ситуация?
  • Ситуация – это условие или средство?
  • В чем состоит направляющая деятельность учителя?
  • Как учитель может увидеть, что данная ситуация учебная?
  • Учебная задача – один из компонентов учебной деятельности. Как различать – это учебная задача, или не учебная, и как строить учебную задачу из неучебной?
  • Каково различие между учебной ситуацией и учебной задачей?
  • Что такое понятие и равно ли оно определению?
  • По каким признакам можно увидеть, что в определении не отражено понятие?

Вот с тем, что непонятно и разбирались все вместе, чтобы стало понятно. Участники уже привыкают, что не даем мы готовых ответов, что только в совместной работе можно их попробовать получить. Каждое затруднение становилось основанием для построения следующей учебной ситуации. Вот в этом и состоит направляющая деятельность учителя: увидеть, что выход из обнаруженного затруднения ведет к развитию ученика, ситуации. Урок – это цепочка учебных ситуаций, направленная на формирование УУД. Ученик совершает те действия, которые умеет, а какие не умеет – мы должны увидеть и развивать в следующей учебной ситуации. Понятие – это мыслительный процесс, который строится каждым индивидуально, а учитель организует этот процесс через создание учебных ситуаций. Одним из внешних результатов понимания может стать определение. И учитель должен увидеть, стоит ли у ученика за определением понятие. Вообще, речь – есть средство нашего мышления, если понимание выстроено, то это будет выражено во внешней речи, если говорят, что все понял, но сказать не могу, это как раз и говорит о том, что понимание не выстроено. Закончился семинар разговором об анализе урока. В каком случае полезно писать сразу тему, а когда вредно. Как формулируются цель и задачи урока. Как организуется деятельность учеников на уроке. Как построен процесс рефлексии. Такие основные моменты анализа урока были выделены. Стало понятно, что Стандарт требует большого теоретического осмысления, не только практических действий, но и изучения большого теоретического материала, в том числе, и что такое деятельность, что такое учебная деятельность и какова её структура. А учителям математики стало понятно, что необходимо познакомиться еще и с ФГОС начальной школы.

Бреховских Т.В., методист МКОУ «ИМЦ»