ЭФФЕКТНАЯ КОНЦОВКА
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

ЭФФЕКТНАЯ КОНЦОВКА

seminar

15 января в МБОУ "Новолуговская средняя школа № 57" состоялся четвёртый организационно-деятельностный семинар «Критерии эффективной работы в учебной ситуации». На нем подводились итоги серии семинаров для учителей образовательных организаций Новосибирского района.

Предлагаем Вашему вниманию текст Бориса Федоровича Бидюкова, одного из разработчиков данной серии семинаров.

Рефлексивный анализ завершённого действия

Сквозная тема серии семинаров для педагогов, реализующих ФГОС, молодых специалистов и участников муниципальных конкурсов «Учитель года – 2018» и «Педагогический дебют -2018»:

«Конструирование учебных ситуаций».

В семинарском процессе отрабатывались ключевые различения, без которых работа с учебной ситуацией не имеет смысла. Прежде всего, чем отличается традиционный урок от учебного занятия. При этом мы исходили из представления, что о ситуации можно говорить лишь в том случае, когда во взаимодействии участников обнаружено и зафиксировано затруднение. Необходимо четко осознавать, что в ситуации затруднение обнаруживается именно во взаимодействии. Например, фиксируется отсутствие взаимопонимания. И встает задача это непонимание преодолеть.

В ходе традиционного урока естественным образом тоже могут возникать затруднения. К примеру, педагог неуверенно чувствует себя в отношении реализации своего замысла и путается в материале. Ученики отвлекаются и разговаривают между собой, мешая учителю и друг другу. Но при этом никакого содержательного взаимодействия между педагогом и учениками не возникает, либо оно кратковременно, не важно, а потому «погоды» на уроке не делает – каждый остается при своем интересе.

Учебное занятие сразу проектируется как занятие «с ситуацией». То есть в структуру занятия исходно закладывается затруднение (актуальное или потенциальное). Полагается, что занятие строится как постоянное взаимодействие нескольких позиций (обычно, Педагог и Ученик). Каждая позиция имеет свои цели и задачи, реализует свои ценности.

Учебно-воспитательный процесс представляет собой череду сменяющих одна другую ситуаций, подчиняющихся логике исходного замысла, диагностики организационного и содержательного плана занятия, конструктивных корректировок самих возникающих ситуаций. Динамичный процесс не может не порождать затруднений. И на их совместном преодолении выстраивается канва занятия. Искусство педагога проявляется в степени вовлеченности учеников в процесс содержательного взаимодействия.

Особый интерес представляют занятия, которые проводит команда педагогов-методистов, практикующих разные стилистики организационно-содержательного действия. Еще интереснее, когда и аудитория разнородная – например, часть участников уже знакома со стилем команды организаторов, а часть – впервые присутствует на занятии.

И взаимодействие внутри команды, и взаимоотношения участников всегда чреваты возникновением ситуативных затруднений. А это – самый благодатный материал для выстраивания содержательного действия.

Наши занятия целенаправленно строятся как метапредметные. Обозначенная заранее тема вводит не предметный план, а задает исходную рамку. Серия из четырех семинаров, например, помещалась в рамку конструирования и работы с ситуацией. Предметным же содержанием на занятии могло быть что угодно: соотношение обучения и воспитания, понятийные различения, позиционное взаимодействие, отношение к затруднению и способы работы с затруднением. В этот контекст ничего не стоит ввести и традиционное предметное содержание, к которому привыкли педагоги – решение математической задачи, географическая ориентировка, историческая аналитика. Но такие «экскурсы» носят на наших занятиях вспомогательный характер.

Чтобы понять специфику работы группы ФМКП, необходимо учитывать несколько базовых принципов, которые мы исповедуем. Вообще-то их несколько десятков, но сейчас достаточно упомянуть пару-тройку непосредственно относящихся к делу.

Эффективность проведения учебного занятия во многом зависит от того, насколько актуализировано в действии то содержание, которое вводится в качестве объяснительного материала. Что это значит? Если мы обучаемся, например, конструировать учебные ситуации, то на занятии мы не только об этом говорим, поясняя как это делается, но и моделируем в реальном действии характер такого конструирования. Осваиваемая процедура «свернута» в Принципе «выворачивания»: обсуждаемое предписание («делай так, делай так и вот так!») выворачивается через непосредственные действия участников в ситуации, т.е. проживаются ими в реальном времени. А результат «проживания» - образ действия – остается в памяти в виде деятельностной модели, могущей в дальнейшем сознательно транслироваться.

С введения этого принципа, кстати, немного опоздав к началу семинара, мы с Натальей Александровной начинали четвертое занятие 15 января. Предварительно договорились с Татьяной Викторовной о том, что она начнет семинар в «традиционном» заходе – сформулирует задание аудитории для самостоятельной работы в группах по обобщению опыта участия в предыдущих семинарах. Как затем было выяснено в обсуждении, это задание мало чем отличалось от характера работы на обычном уроке.

Но именно такие стартовые условия и требовались для обозначения своеобразной «точки отсчета». Далее необходимо было перевести «урок» в «занятие». Это и было сделано через введение «принципа выворачивания». Организатор вводит искусственно (или «обнаруживает» как естественно возникшее) затруднение, предъявляемое как противоречие. В нашем случае противоречие было в несовпадении характера действий участников – реально разворачивающихся в аудитории и требуемых по логике «конструирования ситуаций».

Проблематизирующими вопросами, позволяющими осознать происходящее, организаторы обратили участников к обсуждению оппозиции (противопоставления) возникшей за счет обнаружения противоречия в их действиях и побудительных мотивах. Работа с этим затруднением очертила исходную ситуацию, которая затем была последовательно трансформирована в череду производных, связанных единой логикой.

Преобразование ситуаций происходило за счет привлечения материала прошлых семинаров через введение уже известных участникам понятий «позиция», «роль», «взаимодействие», «точка зрения», «аргументированность», «ответственность».

Дополнительное проблематизирующее действие на аудиторию оказывало положение той части участников, которые впервые на наших семинарах появились. Им необходимо было «на ходу» строить понимание и восстанавливать для себя содержание прошлых семинаров, на которых они не присутствовали. Сложившееся положение, конечно, мотивировало тех, кто в этой сложной для себя ситуации проявил активность и ответственность, и ввело в ступор тех, кто ожидал, что им, как всегда, «всё объяснят».

Надо сказать, что подобное «расслоение» аудитории на наших семинарах возникает регулярно, но мы к этому обстоятельству относимся спокойно и доброжелательно. В этом проявляется еще один из наших принципов «использование затруднения как ресурса».


Третьим принципом, который стоит отметить, является «визуализация» - вынесение на доску не только (и не столько!) результатов работы, но и пошагового предъявления и отслеживания характера мыслительного процесса, разворачивающегося на глазах работающей аудитории. В этом необыкновенно эффективно помогает нормативная схематизация, осуществляемая организаторами в дополнение к «наскальной живописи» остальных участников.

Самым впечатляющим результатом работы в семинаре, построенном на игромодельных принципах, является, конечно, возникновение эффекта коллективной мыследеятельности (КМД). Появление его сложно предугадать – для этого должно сложиться много разнородных обстоятельств. Но мы постоянно тешим себя надеждой, что вдруг на одном из семинаров этот эффект возникнет. По меньшей мере, условия для такого перехода мы стараемся создавать постоянно.

Основной предпосылкой перехода к КМД является заинтересованность инициативной группы участников семинара в продвижении обсуждаемого содержания, согласованность их целевых ориентиров и актуальных действий в ситуации. Стремление работать вместе на одну задачу иногда выливается в «единый порыв». Этому способствует и «общий планшет» - доска, на которую выносятся все мыслительные проходы, затруднения и способы их преодоления. Феноменально это выглядит как постоянная «передача эстафетной палочки» при визуализации на доске, когда промежуточный результат одного тут же подхватывается и развивается дальше другим.

В этом случае сложно сказать, чей конкретно вклад в общий итог больше или лучше – все работали слаженно и синхронно, все внесли настолько много, насколько могли. И получившееся «целое» - это продукт нашей общей работы.

Эмоциональный всплеск, сопровождающий этот захватывающий совместный «танец у доски» надолго остается в памяти, как апофеоз мысли и слаженной работы.

А предпосылкой для перехода в режим КМД, как правило, выступает реализуемый в игромодельном Событии принцип: публично предъявляется не омертвленный результат проведенной работы, а демонстрируется «здесь и теперь» актуальный процесс его получения (достижение значимого результата разворачивается на глазах присутствующих).


Именно такое событие и произошло «под занавес» нашего четвертого (заключительного) семинара. А вот КАК это происходило хотелось бы узнать от непосредственных участников действа.

Б.Ф. Бидюков, методист МКОУ «ИМЦ».

collage02.02-02

collage02.02-3

02.02-4