View settings

Font size:
Site colours
Images

Settings

Без мотивации учителя не возможна мотивация ученика

RMO В МБОУ Криводановская СШ № 22 состоялся третий в текущем учебном году семинар РМО математиков нашего района по теме «Формирование мотивации школьников при подготовке к ГИА». На этот раз участников было немного, всего 10 педагогов.

Можно было бы предположить, что вопрос для математиков нашего района неактуальный, если бы мы имели несколько другие результаты итоговой аттестации. Как раз о результатах ГИА – 2017 и начала разговор руководитель РМО. На каждом семинаре мы обращаем на них самое пристальное внимание, так как хочется, чтобы эти результаты использовались в работе учителя и как материал для анализа собственной деятельности, и как инструмент совершенствования педагога. Во время доклада Т.В. Бреховских возник живой разговор с аудиторией, поддержанный Н.А. Приходько. В ходе диалога сначала попытались выделить те основные вопросы или затруднения, которые коллеги посчитали важными, определяющими в мотивационной составляющей их учеников. Мы уже не один раз заявляли, что основным в построении мотивации является отношение участника к деятельности. Об отношении, в основном, и говорили.

  • Девятиклассники не хотят ничего делать, так как считают, что все равно им помогут, или удастся списать.
  • Ученики считают, что это нам (педагогам) надо, а им не надо.
  • В 11 класс идет много ребят, не имеющих необходимых для успешного обучения знаний.
  • Где работа классного руководителя, какова его мера ответственности за результаты?
  • Участвуют ли социальные службы школ в процессе подготовки к экзамену?

Получается, что у самих педагогов нет затруднений и нет вопросов к себе. Потому разговор о мере ответственности педагога за те результаты, которые показывают наши выпускники, будет более продуктивным. Учителя пытались приводить частные примеры из своей практики, чтобы доказать, что сделать ничего невозможно, и понадобились немалые усилия организаторов, чтобы настроить их на обобщение. Решать отдельные затруднения – не эффективно, обобщая, мы более точно выявим характерные причины неудач наших учеников. Сначала рассмотрели типы семей, взаимоотношения родитель – ребенок. После обсуждения характеристики позиции ученика, организаторы предложили: «нарисовать» мотивацию». Первая цепочка «хочу – могу – буду - сделаю сам» рассматривается как «удовлетворение потребностей». Когда в этой цепочке появляется мотив? Когда появляется цель? И тогда в нашей цепочке появляется слово «надо»: хочу – могу – надо - буду – делаю. Значит, учителю необходимо иметь представление о цели своего ученика, действовать в его интересах, не навязывая ученику собственную цель.

Не так много учеников в классе, у которых с мотивацией все хорошо, они добросовестно работают на уроках, дома выполняют все, что задано. С ними учитель работает с удовольствием, и они сдают ГИА почти без проблем. Есть дети, которые до такой степени не хотят учиться, что на этапе подготовки к ГИА уже трудно что – то изменить в их мотивации. Они тоже наша недоработка: когда-то каждый из них пришел в первый класс, и глаза его горели любознательностью и жаждой знаний. Но теперь вот такой педагогический результат. А вот те, кого мы называем «троечники», у них как с мотивацией? Какие они, из каких семей, с какими интересами, представлением о своей дальнейшей жизни?

Для групповой работы было предложено задание: «Выберите обобщенный образ «троечника», опишите его с точки зрения тех критериев, которые уже были рассмотрены. Выявите возможное затруднение ученика и найдите способ его мотивирования».

Сначала все дружно убеждали организаторов, что мы вообще сделать ничего не можем. Опять приводились примеры из практики, и на их основании делался вывод о невозможности изменения мотивации ученика. Когда учитель перестает верить в себя? Ведь, если человек не решает поставленную задачу, то не задача в этом виновата, а человек! Каких способностей ему не достает? По какой причине его собственная мотивация не отвечает его профессиональным обязанностям?

Две группы приступили к работе, а одна просто саботировала работу, рассказывая случаи из собственной неудачной практики, убеждая друг друга, что не получили ожидаемого результата от семинара. Организаторы семинара попытались поменять им задачу: предложили поработать в направлении построения собственной мотивации, но и это не замотивировало коллег.

А вот результаты одной из групп были представлены на обсуждение и, по моему мнению, они интересны и могут быть полезны заинтересованным педагогам. Мотив появляется, когда есть цель. Если цель личностно- значима и ученик будет четко знать, что дает ему достижение этой цели, то он к ней пойдет через любые преграды. А учитель - помогающий фактор (или препятствующий). А если цели нет у ребенка? Бывает так? Может, она скорее не проявлена как для окружающих, так и для самого ученика. Значит, шаг первый – узнать или опознать цель и помочь ученику её четко сформулировать. После делаем шаг второй – создаем проблемную ситуацию, чтобы перейти к «могу» и «надо», создать хотя бы небольшую ситуацию успеха, уйти от отрицательных моментов, найти положительные. Не навязывать свою цель, а искать ситуации именно в той области, где пересекается цель учителя и ученика.

Выполняя просьбу участников, Наталья Александровна прокомментировала перечисленные в начале этой заметки затруднения и ответила на вопросы.


Бреховских Т.В. Методист МКОУ «ИМЦ», руководитель РМО математиков

collage11.01