Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

РМО учителей математики: своевременно, полезно, интересно.

RMO

В МБОУ Криводановская СШ № 22 состоялось в текущем учебном году уже два семинара РМО математиков нашего района.

 Первый из них по теме «Итоги ВПР и ГИА 2017 года. Разбор типичных ошибок. Методическая работа в школе» прошел в форме ОДС (организационно-деятельностный семинар), а второй – в форме методической консультации по теме «Исследовательская и проектная деятельность учеников и учителей».

Немного о первом семинаре. Он состоялся 16.10. 2017, присутствовало на нем 17 педагогов района. Так как именно методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности образовательной среды, то нельзя игнорировать то, что в нашей педагогической среде методическая работа считается чем-то неважным, необязательным и второстепенным. А это означает как раз то, что формировать-то инновационную образовательную среду не на чем, основы нет. Рассматривая в группах некоторые планы методической работы от школ, получили как результат осознание того, что о методической работе по этим планам судить нельзя. Её там просто нет. И слова учителей о том, что «мы же это делаем» оказываются ничем не подкрепленными. Поставленные задачи работы не находят отражения в вопросах заседаний МО. Методическая тема не связана с темами района и РМО. Под методической работой в школах понимается чаще всего, некоторый набор мероприятий, направленных на подготовку и проведение олимпиад по предмету, школьной научно-практической конференции, подготовку к ГИА. Для повышения методической грамотности педагогов в крайнем случае сформулированы темы самообразования, но и они направлены не на развитие педагога или его системы работы, а только на освоение отдельных приемов работы учеников на уроке.

Вторым вопросом рассматривались результаты ВПР и ГИА в 2017 году. Хотелось бы, чтобы эти результаты не лежали мертвым грузом, а использовались в работе учителя для оценки уровня подготовки школьников на определенных этапах обучения. Мы на своем семинаре попытались определить проблемные зоны в подготовке учеников 4 – 5 классов, понять, как это может сказаться на результатах ГИА в 9, 11 классах и наметить возможные пути решения возникших затруднений. Основными проблемными зонами, причем универсального метапредметного характера, учеников четвертых и пятых классов остаются действия с величинами и решение текстовых задач. Несформированность базового умения работы с текстом приводит к тому, что обучающиеся затрудняются в осмысленном чтении математической задачи. Пятиклассники не могут оперировать на базовом уровне понятием «обыкновенная дробь», «десятичная дробь», решать несложные задачи разных типов на все арифметические действия как с натуральными числами, так и с дробями, в том числе и на проценты, но несколько лучше четвероклассников решают несложные логические задачи методом рассуждений. Уже с четвертого класса начинаются сложности с геометрией: вычисляя площадь прямоугольника по формуле, ребята не могут построить прямоугольник заданной площади. «Наглядная геометрия» необходима в 4-6 классах, чтобы при систематическом изучении геометрии в 7-9 классах использовать наглядные представления учеников. Есть еще одна болевая точка, выявленная при анализе результатов ВПР: есть ребята, для которых целесообразно построение индивидуальных образовательных траекторий в целях развития их математических способностей. В районе по итогам ВПР можно выделить 135 таких учеников (9,8%) в 4-х классах, а в 5-х таких ребят обнаружилось всего 6, что составило примерно 0,7% всех участников. Конечно, рассматривались не одни и те же ученики, поэтому и возник вопрос: а если одних и тех же проследить, будет разница с этим результатом, или все же не теряем мы таких ребят в пятом классе? Вот таким непростым и оставившим много вопросов был этот семинар.

Второй семинар прошел 27.11.2017, присутствовали на нем не только математики, но и учителя начальных классов принимающей школы. По-видимому, вопросы возникают не только у нас по заданной теме. Всего было 23 учителя. Впервые семинар проводился в виде методической консультации, форма новая, но как бы более привычная для учителей. Почему? Обычно приезжая на курсы и семинары, мы слушаем и прилежно записываем, как выступающий отвечает на вопросы, которые он сам себе задал, потому что посчитал их важными для нас. Это привычно. А здесь Н.А. Приходько отвечала на те вопросы, которые задали сами присутствующие, это – ново. Но обо все по порядку. Начался семинар с групповой работы. Задание группам: продолжить две фразы «Исследовательская деятельность – это …», «Проектная деятельность – это …» и задать от группы вопросы по теме семинара. Работали недолго, некоторые честно пытались восстановить, что есть в голове по теме, а некоторые, набравшись «опыта» от своих учеников, быстренько направились в Интернет. Заметьте, мы с таким подходом не боролись (педагоги часто заявляют, что ведут постоянную борьбу с Интернетом на своих уроках), а использовали в дальнейшей работе, такая борьба просто бессмысленна и ведет к нашему поражению, а уж никак не Интернета. Когда стали «собирать» результаты групп, стало видно, что нет в умах учителей четкого различения исследовательской и проектной деятельности. И определения из Интернета тоже понимаются по-разному. Некоторые и на курсах были, но если на курсах утверждают, что есть «исследовательские проекты», то понятно, что и сами лекторы курсов не всегда четко разводят понятия «исследование» и «проект». Если мы поймем, как это устроено, чем одна деятельность отличается от другой, поймем особенности каждой из них в разных возрастах, то будет понятно и как организовать ту или иную деятельность, и как преодолеть трудности в организации как деятельности учеников, так и собственной деятельности учителя.

Начав с возникновения той и другой деятельности в историческом плане, Наталья Александровна провела границу: исследовательская деятельность – от науки, проектная – от производства. Значит они должны иметь соответствующие признаки. В школе научной исследовательской деятельности в чистом виде быть не может, есть учебная исследовательская деятельность, но она должна иметь основные признаки научного исследования. Это целенаправленный, систематичный процесс, в результате которого появляется новое знание в виде системы понятий или теорий. Это обязательно достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач. Это процесс, направленный на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов. Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов, строго последовательных и связанных между собой. В начальной школе нет исследования и быть не должно по возрасту, возможен только поиск. Чем более грамотно будет организована поисковая деятельность на первом этапе, тем более успешным будет дальнейшее обучение и его результаты. Обучать исследовательской деятельности в 5 классе нужно с обобщения того, что было в начальной школе, после обобщения какие-то темы можно закрыть, а над чем-то продолжать работать. Руководствоваться при этом интересом детей и самого учителя, и направлять исследование на целеполагание и выстраивание причинно-следственных связей. В дальнейшем учим удерживать актуальность и подчинять свои интересы и потребности требованиям ситуации. Критерии оценки исследования тоже должны меняться соответственно возрасту.

Чем же характеризуется проектная деятельность и в чем её отличие от исследовательской деятельности? Не нужно только самостоятельную активность ребенка называть проектной деятельностью. Одной активности мало. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта. Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Проектировать – это ставить перед собой достижимую цель, ограничивать время достижения этой цели, определять затраты и находить способы достижения результата. При этом и сам ребенок меняется в процессе собственной деятельности, приобретает определенные способности и знания и в соответствии с проектом каким – то образом меняет будущее. В начальной школе мы опять же не можем говорить о проектной деятельности ученика, там в полной мере проявляется проектная деятельность учителя, а ученики делают определенные шаги выполняя его задание, действуя в соответствии с его целями. Постепенно, переходя из класса в класс, ребенок должен пройти все ступени проектной деятельности, а это одна из самых сложных деятельностей человека, ни один век развивалась.

Так как формат методической консультации предполагает не только разобраться с понятиями, а еще и ответить на все вопросы участников, то все остальное время мы и занимались ответами на вопросы, которых, в общем, было немало.

  • Чем исследование отличается от проекта?
  • Как определить актуальность исследования?
  • Как отличить интерес от актуальности?
  • Каковы критерии оценки исследовательских работ ученика?
  • С чего начинать обучение исследовательской деятельности в 5 классе?
  • Как помочь ученику выбрать тему исследования?
  • Какой продукт проектной деятельности должен быть в школе?
  • В какой форме?
  • Может ли продукт проектной деятельности должен быть интеллектуальным?
  • Где брать темы для проектов?
  • Как строить рабочую программу проектной деятельности?

В заключение хочется поблагодарить директора Криводановской школы № 22 Людмилу Алексеевну Бердышеву за возможность спокойно и продуктивно поработать на территории школы.

Бреховских Т.В., методист МКОУ «ИМЦ», руководитель РМО математиков