Ситуации с учебной ситуацией!
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Ситуации с учебной ситуацией!

seminar

30.10.2017 года в рамках методического сопровождения реализации ФГОС и подготовки к муниципальным этапам конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют» группа «Формирование методологической культуры педагогов» МКОУ «ИМЦ» (ФМКП) провела первый (из запланированных четырех) организационно-деятельностный семинар «Проектирование и конструирование учебных ситуаций в образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС». 

 В Новолуговскую школу №57 приехали заинтересованные учителя образовательных организаций Новосибирского района, в основном молодые педагоги.

Руководитель группы ФМКП Н.А. Приходько в своем установочном докладе «Представление о ситуации. Принципы организации работы с учебными ситуациями» обозначила принципы, на которых строится работа на семинарах. Тезисы о том, что на семинарах не дается готовых ответов, не рассказывается о том, как надо строить ситуацию, а она просто строится, вызвали множество вопросов присутствующих. Коллеги обсудили миссию образования, что такое эталон культуры, чем деятельность отличается от активности, ситуация от не-ситуации, но главное, к чему пришли в результате обсуждения это задали себе вопрос: что нужно сделать, чтобы чужая цель (организаторов семинара, руководителя курсов или … авторов ФГОС) стала твоей собственной? Ведь просто принимая цель другого человека, как руководство к действию, можно вообще неизвестно чего «надействовать»!

Что же делать? Прежде всего, необходимо построить первичное представление о том, адекватно ли мое понимание авторскому. Затем заинтересоваться в хорошем выполнении своего дела, то есть после построения рационального представления, построить к этому отношение. Разве не то же происходит с учеником на уроке? У педагога есть цель, обдуманная, выстраданная, сконструированная! А вот чтобы она была принята учеником, нужна дополнительная работа и учителя, и ученика.

Наши коллеги сразу предположили, что ученика надо «замотивировать», на что Б.Ф. Бидюков резонно заметил, что «есть простая точка методической неграмотности»: мотивация – процесс внутренний, «не мотивировать, а только мотивироваться». Учитель может стимулировать процесс мотивации. Надо создавать условия для того, чтобы ученик построил свою мотивацию. Обсудив после этого связку «мотив – стимул», перешли к игре.

Было предложено смоделировать и прожить в действии обстановку традиционного школьного урока, где не выделяется такая единица занятия как учебная ситуация. Желающие быть учителем на таком уроке нашлись быстро: молодой учитель математики Мария Станиславовна вышла к доске и начала объяснение нового материала. «Ученики» самозабвенно опаздывали, переспрашивали, просили ручку, в общем всячески пытались сбить учительницу с намеченной траектории. Не сбивалась. Но у неё же самой получилось проанализировать ход «урока» и смоделировать условия возникновения учебной ситуации: проявив свое отношение к тому, что было и что могло бы быть на уроке. Мария Станиславовна вступила в диалог с коллегой, в заинтересованное взаимодействие с аудиторией, в результате появилась возможность перехода к другой конфигурации занятия.

Обсуждение было прервано репликой, обращенной к организаторам: «не понятно, что мы обсуждаем, покажите мастер – класс». В ответ было предложено самой участнице, так как она, по-видимому, имеет свое представление о ситуации, выйти к доске и проиграть это в действии. И у нас начался урок географии. Елена Николаевна, действительно имела свой план действий, и также упорно его придерживалась. Было в её демонстрации урока отличие от предыдущего: выявила, что есть у учеников по теме, вывела в результате характера своих педагогических действий учеников на название темы урока, но всё то, что возникало внутри занятия, как неожиданность и могло быть использовано для дальнейшего продвижения, отсекалось, как не соответствующее проекту педагога. А модельная ситуация, которую можно было бы использовать как дополнительный ресурс возникала не единожды. На вопросы организаторов: «Можно ли это назвать ситуацией? Что в ней демонстрировалось как целое?» - получено от участников семинара два абсолютно противоположных ответа с соответствующей аргументацией.

Чтобы обсудить полученное в демонстрации представление и построить принципиальное различение урока от занятия, была организована работа в группах. Основной вопрос, вынесенный на обсуждение в группах звучал так: «Что такое учебная ситуация и чем она отличается от не-ситуации?»

После групповой работы с представлением результатов выступила одна из групп. Необходимо заметить, что собирать результаты работы групп тоже надо уметь. Если просто предоставить слово каждой группе, то возникает ситуация, когда одна группа «выступила», ей уже ничего не интересно, другая рассказывает неизвестно кому, потому что «невыступившие» группы ждут, когда им предоставят слово и согласовывают то, что не успели согласовать до этого. Поэтому моделируется такая ситуация, когда одни выступают, а другие добавляют или при несогласии спорят, то есть организуется дискуссия. В обсуждении происходило совместное проектирование способов создания учебных ситуаций на предметном занятии.

Обобщенные результаты работы групп:

  • Учебная ситуация никогда не возникает во время монолога, нужен диалог.
  • Должна быть создана такая обстановка, где есть свобода вести диалог, нет безусловных авторитетов.
  • План урока не должен быть догмой, всегда возможны вариации.
  • При использовании ситуаций реальный результат всегда больше ожидаемого.
  • Условием создания ситуации может быть, например, проектная деятельность.
  • Необходимо уметь удерживать «пространство» ситуации, меняя его границы.
  • Учебная ситуация – это всегда конфигурация условий и обстоятельств, возникающая от затруднения. Если есть затруднение, то возникает взаимодействие между учителем и учениками, нет затруднения, и взаимодействия нет. Учебная ситуация – принцип организации учебного взаимодействия.

Бреховских Т.В. методист МКОУ «ИМЦ»

collage24.11-1