«Учитель – учись!»
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

«Учитель – учись!»

seminar 20.03. 2017 года в МБОУ – Криводановская СШ № 22 прошел очередной рабочий семинар РМО учителей математики, который по праву в этом учебном году можно назвать завершающим в серии семинаров по теме «Работа с математическим текстом».

Что есть работа с математическим текстом? По учебнику с теорией разобраться, прочитать задачу, понять и решить? Несомненно! А еще прочитать диаграмму, поработать с таблицей, снять данные с графика, прочитать равенство, неравенство, оперировать формулой. Да много еще чего! Один только перевод с одного языка на другой (с русского на математический и наоборот) подчас такого труда требует от ученика! Несформированность базового умения работы с текстом (данный навык формируются в начальной школе) приводит к тому, что обучающиеся затрудняются в осмысленном чтении математической задачи. Выпускники не решают и, самое главное, даже не берутся за задачу на экзамене, потому что её надо прочитать (текст большой), понять, ещё и решить. Результаты экзамена демонстрируют, что значительная часть выпускников не обучена осознанному прочтению задания и соотнесению его со знакомыми алгоритмами. Все эти соображения и привели нас к данной теме.

Первый семинар был проведен 17. 10. 2016 в МБОУ Марусинская СОШ № 24. Учитель математики школы Юлия Викторовна Пахилова провела для учителей района урок в 5 классе по теме «Решение текстовых задач». На уроке много внимания уделялось прочтению и пониманию текста, ребята выясняли, что нужно для того, чтобы решить задачу. Постоянно звучали вопросы: что делаем, зачем, почему именно так? А затем на материале урока велось обсуждение. Что значит, внимательно прочитать текст? Какой этап пропускаем между чтением и краткой записью текста? Каково соотношение краткой записи с количеством действий? Рассмотрели несколько приемов работы с текстом: чтение текста задачи, разделение текста на части (математический текст делится на части своеобразно), перевод текста в операциональную форму (операции - элементарные действия, которые создают логику задачи), составление вопросов к тексту, рассуждение от вопроса к данным и от данных к вопросу. Мы рассматривали математический текст, но применяя эти приемы, ребенок научится работать с любым текстом.

Следующий семинар проходил 05. 12. 2016 в МБОУ Криводановская СШ № 22. Прошло два открытых урока: «Решение текстовых задач» в пятом классе – учитель Татьяна Ивановна Шитц и «Стандартный вид числа» в восьмом – учитель Т.В. Бреховских. На обсуждении говорили об эффективности фронтальной и групповой работы, об отличии разговорной речи от понятийной и важности развития последней. Обсудили, нужна ли похвала или другая оценка действиям ученика. Несомненно, пятиклассникам нужна похвала, но частой и неадекватной оценкой можно добиться противоположного эффекта, говорить «молодец» можно только за очень сущностные вещи. Сам по себе процесс оценки очень сложен. Если же говорить о работе с текстом, то она присутствовала на том и другом уроках, но велась по-разному: работа над условием задачи в 5-м классе и работа с заданием – в 8-м. В пятом классе текст читали и пытались выстраивать понимание этого текста. Учитель считает, что основные проблемы учеников в их невнимательности, хотя я скорее вижу сложность именно в неумении понять текст. Возникает вопрос для общего обсуждения: как отследить понимание задачи? В восьмом классе рассматривались разные формы текста, не только текстовая задача. Например, разная форма записи числа. И основная работа велась не в направлении понимания текста, а работали с заданием. При этом на первом месте - развитие понятийного аппарата, большое внимание уделялось парному и групповому взаимодействию.

06. 02. 2017 нас пригласили в МБОУ «Новолуговская СОШ № 57». И снова открытые уроки, разные, но есть общая направленность: проводились они оба в фокусе системно-деятельностного подхода. Надо понять, что прошло время демонстрационно-успешных уроков, пришло время учителей, желающих разобраться со своими затруднениями, и не боящимися этого делать. На уроке Татьяны Викторовны Пупковой в шестом классе по теме «Уравнение как перевод условия задачи на математический язык» была продемонстрирована попытка перехода учителя с позиции «транслятор знаний» на позицию «организатор учебной ситуации», с последующим подробным разбором. Были на уроке интересные находки: математическая физминутка, проговаривание своих действий учеником у доски, попытки выявить причины собственных успехов и неуспехов. К сожалению, наши учителя не смогли продемонстрировать молодому педагогу перехода с позиции «инспектирующий урок» на позицию «размышляющий об уроке». Интересен был и урок Евгении Александровны Фенько «Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых». Он был насыщенным и плодотворным, направленным на развитие математического мышления. На протяжении всего урока звучал вопрос «Почему?», выдвигалось требование «Докажи!», интерес учащихся не угасал, прежде всего, потому, что думать детям было хоть и трудно, но всегда по силам. Учитель был готов прийти на помощь, но не делал этого, если ученик хоть на шаг мог продвинуться вперед самостоятельно. И снова при обсуждении учителя демонстрировали неразличение действий «доказать теорему» и «научить доказательству». Научить доказывать, это значит, научить обосновывать свое мнение, выстраивать логически верную цепочку рассуждений, не путать аргумент с примером.

И, наконец, тот семинар, с которого и начиналась заметка. Конечно, посвящен он был работе с математическим текстом. Но назывался «Проблемы и трудности подготовки учащихся к ГИА». На семинаре было 12 учителей, которых эта тема заинтересовала. Можно предположить, что трудности и проблемы с подготовкой к ГИА в школах района видят не все учителя математики.

Бреховских Т.В. Методист МКОУ «ИМЦ», руководитель РМО математиков.

collage20.04-1