Как ЗУНы соотносятся с УУД… или как учителя математики побывали в гостях у коллег межпредметной творческой группы
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

Как ЗУНы соотносятся с УУД… или как учителя математики побывали в гостях у коллег межпредметной творческой группы

15432344

Уже четвертый год работает в районе межпредметная творческая группа учителей Новосибирского района «Создание современной образовательной среды» под руководством группы формирования методологической культуры педагогов МКОУ «ИМЦ». Главным объектом её внимания является непосредственное взаимодействие педагогов и школьников в образовательном процессе.

К 2013 году группой в совместной работе освоены основы теоретического аппарата теории деятельности, начато построение модели современного урока. Особо пристальное внимание в 2014-15 году в деятельности группы было уделено групповой работе и педагогической диагностике на уроке. Участники семинаров осознавали, что от диагностики во многом зависит сознательное конструирование и изменение ситуации на уроке, а от организации и уместности групповой работы – неформальная самостоятельность учеников.

2015-16 учебный год характеризуется тем, что участники творческой группы стали демонстрировать открытые уроки. Впервые был представлен их опыт работы в ситуации живого урока с учениками. Появились выступления на конференциях и публикации в сборниках различного уровня. Основной формой работы стало игромоделирование с последующей рефлексией.

Не стал исключением и итоговый семинар, проведенный 16 мая 2016 года, в МБОУ - Криводановская СШ № 22. Пожалуй, исключением он стал по составу: впервые в работу межпредметной творческой группы включились представители РМО математиков, которые до рассматриваемого события не имели дела с игромоделированием.

Именно во время семинара после реплики одного из участников «раньше были ЗУНы (знания-умения - навыки), а теперь УУД (универсальные учебные действия)» и возник вопрос «А УУД вместо ЗУН, или вместе?». В ходе обсуждения появилась версия, что ЗУНы – чисто предметное, узкое знание, а УУД – нечто «между» отдельными предметами, метапредметные учебные действия.

Для проверки версий привлекали предметные теоретические (математические) знания об устройстве доказательства. Достаточно интересным было обсуждение «универсальности» одной из математических формул сокращенного умножения a2-b2=(a-b)(a+b). То есть, взяли очень узкое предметное знание и попробовали развернуть его на другие дисциплины. Вопросы и версии мягко перекочевали в общее обсуждение. Никто из математиков не покинул «поле боя». Вот так прошла первая часть семинара, в которой можно было узреть и игру, и моделирование.

Но главным было другое. Во второй половине семинара участники рассматривали ситуацию обсуждения с точки зрения самодиагностики способностей, освоенных и демонстрируемых за этот год. На основе этой диагностики состоялось проектирование деятельности следующего года.

В следующем году участники творческой группы и РМО математиков решили вместе искать ответы на вопросы:

  • как в условиях живого учебного занятия совмещать получение предметных ЗУН и освоение метапредметных УУД?
  • как уходить от прямых пояснений и разъяснений и уметь создавать ситуацию продуктивного взаимодействия между учениками?

Всех желающих построить ответы на эти вопросы и вырастить у себя новые деятельностные способности приглашаем к участию в работе межпредметной творческой группы на следующий учебный год.

Приходько Н.А., Бреховских Т.В.

collage30.05

collage30.05-1