Современный педагог на уроке: учитель, воспитатель, методист, управленец
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

Современный педагог на уроке: учитель, воспитатель, методист, управленец

5555 В Новосибирском районе прошел VII Августовский форум педагогических работников Новосибирского района Новосибирской области.

Открытие состоялось 24 августа 2015 в МБОУ Криводановской СОШ №22. Около 50 педагогов района стали участниками организационно-деятельностной игры (далее – ОДИ) «Игровая модель учебного занятия как рабочий инструмент современного педагога».

Что же это было за мероприятие? Это была игра, а настоящая ИГРА не может быть просто мероприятием. Организаторы используют другое слово – СОБЫТИЕ. Игра-событие направлена не на отдых и развлечение, а на максимальное развитие способностей. Инициатором прошедшего события выступила группа формирования методологической культуры МКОУ «ИМЦ», благодаря которой в нашем районе запущен образовательный проект «Педагог новой формации». В рамках этого проекта и проводилась названная однодневная ОДИ.

В качестве руководителя игры был приглашен педагог-методолог с более чем 20-летним педагогическим и игротехническим опытом, один из ведущих участников Межрегиональной игротехнической и методологической ассоциации Московского методолого-педагогического кружка Александр Олегович Остапович. Для усиления команды игротехников привлечены участники Гуманитарной экспертной школы Новосибирского госуниверситета.

Началось традиционно, не по-игровому. Прозвучали вводные и приветственные слова, введен установочный доклад, произнесенный ясно, четко, лаконично, обоснованно, на хорошем, грамотном русском языке. Было показано, что в современной ситуации переосознания ценностей в стране роль самодвижения педагогического сообщества велика. Выполнение основной функции педагогики в трансляции основных культурных ценностей и механизмов требует осмысленной самоорганизации каждого педагога.

Игра, как и было задумано, закрутилась на обсуждении видеосюжетов модельного урока, специально подготовленных для этого события. И здесь была первая неожиданность. Показывали сюжеты не с обычного школьного урока, а с модели учебного предмета «Основы бухгалтерского учета». По задумке организаторов ОДИ, выбор такого далекого от школьной практики курса должен был позволить участникам игры не провалиться в содержание предмета, а сосредоточить свое внимание на образовательном процессе и лучше «вжиться» в роль. Ведь участники были разделены по ролевым группам: ученики, воспитатели, учителя, методисты и управленцы. Каждой  группе было необходимо посмотреть на материал видеосюжета со своей ролевой точки зрения и обосновать свои суждения, выделить принципы современного модельного урока и подготовить вопросы на методологическую консультацию.

Игра показала, что трудности в современном образовательном процессе связаны с четким осознанием функции и средств в каждой ролевой позиции. В ходе ОДИ возникли сложности с пониманием процессов воспитания и управления, которые привели к вопросам:

зачем разделять функции воспитателя и учителя?

как должно быть устроено воспитание?

В чем состоит понятие воспитания?

как отслеживать и фиксировать процесс самоизменения ученика?

где и как управленец берет критерии для контроля и сопровождения образовательного процесса?

чем различаются профессиональные способности учителя, воспитателя, методиста и управленца?

И на общем пленарном обсуждении и методологической консультации удалось ответить на многие, но не на все вопросы. Обсуждение этих вопросов и поиск ответов будет продолжаться на других методических и игромодельных мероприятиях. Формат небольшой статьи на сайте не позволяет осветить ответы на все вопросы. Постараемся выделить главное.

Образовательный процесс связан организацией и управлением самоизменения ученика. В своем сознании ученик должен усложниться так, чтобы увидеть себя-изменяющегося (из настоящего в будущего – с новыми способностями) и себя, который производит все эти изменения. Чтобы образовательный процесс происходил неслучайным образом, необходимы системно-организованные помощники. Учитель в сотрудничестве с учеником помогает освоить новые предметы  через овладение языком соответствующей области. Воспитатель помогает осваивать новые модели поведения и отношения к различным жизненным и профессиональным ситуациям.

Учитель и воспитатель – это две стороны педагога. На  помощь ему приходит методист, который помогает исправлять ошибки, транслировать лучшие образцы, обоснованно строить педагогический процесс. Управленец обеспечивает учителя необходимыми ресурсами через взаимодействие с вышестоящими структурами и отвечает перед культурой и страной за целостность,   создает условия для выполнения всего процесса. 

Игра длилась почти восемь часов. Для наших педагогов такой режим был непривычен и труден. И при подведении итогов участники говорили о сложностях игры, но также отмечали важность и полезность полученных результатов.

К таким результатам они относили:

«построение более четкого различения между позициями “воспитатель” и “учитель”»,

«формулирование основных принципов построения современного урока»,

«другой угол зрения на свою работу»,

«построение более целостного представления об образовательном процессе, благодаря пяти ролевым позициям».

Конечно, надо учитывать, что за один день нельзя построить целостное модельное представление именно как средство работы: для этого требуется несколько дней. Но игра, несомненно, состоялась, и значимость её результатов очевидна. Как они будут подхвачены дальше? Будут ли происходить изменения в повседневной практике? Как обеспечить эти изменения методически? Будет ли оказана поддержка со стороны управленческого корпуса? Время покажет. Но радует, что новые технологии, и особенно игромодельные события, постепенно появляются в нашем районе. Этот критерий (могут быть и другие) позволяет предположить, что на нашей территории РАЗВИТИЕ в области образования может происходить более эффективно.

Методист МКОУ «ИМЦ»

Приходько Н.А.

08.09.2015 г.

collage44 

collage11

collage22

collage33