Инновации в образовательном пространстве Новосибирского района
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА
Joomla Templates and Joomla Extensions by ZooTemplate.Com

Инновации в образовательном пространстве Новосибирского района

159 Одним из приоритетных направлений в деятельности МКОУ «Информационно-методический центр» Новосибирского района стало методическое сопровождение введения ФГОС в практику образовательных организаций. Для этого в центре была специально создана группа «Формирование методологической культуры педагогов» (далее группа ФМКП), в которую входят методисты МКОУ «ИМЦ» Наталья Александровна Приходько, Борис Федорович Бидюков, Валентина Викторовна Хрущева и Татьяна Викторовна Бреховских. 

Группа работает в системомыследеятельностной технологии. Основной принцип, на который опирается группа ФМКП, – нельзя учить новому по-старому. Под инновационной деятельностью мы понимаем деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса). Мы уверены в том, что процесс развития, как и инновационная деятельность, должен иметь научно-методическое сопровождение.

В этой статье представлены основные результаты работы группы ФМКП в 2014-2015 учебном году, которые, оказывают влияние на развитие образовательного процесса в нашем районе.

2014-2015 учебный год является третьим годом  работы межпредметной творческой группы учителей Новосибирского района «Создание современной образовательной среды» (именно с нее началась работа группы ФМКП в Новосибирском районе). Предельной целью работы данной группы, рассчитанной на 158несколько лет, является построение современной образовательной среды в Новосибирском районе. В первые два года освоены некоторые принципы и способы системно-деятельностного подхода, построены основы понятийного аппарата. Участники сообщают, что в повседневной практике стали меняться некоторые этапы и элементы урока. Сталкиваясь с перестройкой своих представлений, педагоги формулируют для себя вопросы, касающиеся конкретных действий на уроке. В связи с этим целью на этот год стало построение модели современного урока. Для обсуждения и последующего конструирования бралась актуальная ситуация педагога из его повседневной практики.

Особо пристальное внимание в этом году было уделено групповой работе и педагогической диагностике на уроке. Участники семинаров осознавали, что от диагностики во многом зависит сознательное конструирование и изменение ситуации на уроке, а от организации и уместности групповой работы – неформальная самостоятельность учеников. Были операционально разведены процессы восприятия и мышления, затронуты вопросы, касающиеся представлений педагогов о мотивации, уточнены критерии оценки открытого урока.

Участники межпредметной творческой группы помогали реализовывать инициированный в 2014 г. в районе проект «Педагог новой формации», который изначально был акцентирован на работу в первую очередь с молодыми педагогами. Они вносили в него свой опыт освоения системно-деятельностного подхода, что оказало плодотворное влияние на участников этого проекта.

Основной целью проекта «Педагог новой формации» является формирование инициативного ядра специалистов с технологическим мышлением, т.е. способных к преобразовательной деятельности в Новосибирском районе. Авторами проекта является группа ФМКП. Проект основан на теоретически обоснованных и практически апробированных подходах отечественной методологической школы Г. П. Щедровицкого и О. С. Анисимова, а также принципе «треугольника Лаврентьева» (принцип организации среды, соединяющей в себе полюсы образования, исследования и внедрения).

159Реализация проекта началась с организационно-деятельностной игры на тему «Переход в инновационное пространство как коренное условие повышения эффективности педагогической работы». В течение неполных трех дней (с 30 октября по 1 ноября 2014 г.) около тридцати человек «проживали» погруженность в пространство интенсивной работы, где были сняты рамки привычного, где требовалось делать такое, о возможности которого участники ранее и не задумывались. Выход за рамки привычного и обыденного – один из несомненных эффектов прошедшего события.

Было проведено еще несколько мероприятий и событий в рамках этого проекта. Одним из них стала однодневная игра 24 апреля 2015 года в МБОУ Криводановской СОШ №22 на тему «Технологические основания организации урока в идеологии ФГОС». На этом событии было более четко построены различения «традиционный – инновационный урок», благодаря которым педагоги увидели, что инновационный урок не равен уроку в идеологии ФГОС. Неожиданным для большинства участников стало появление непривычного типа результата групповой работы.

Мы понимаем, что без поддержки административно-управленческого аппарата школы никакие инновации не смогут долго просуществовать в любом учреждении. Поэтому важным звеном создания связной образовательной среды является линия организационно-деятельностных семинаров для заместителей директоров и старших воспитателей образовательных учреждений Новосибирского района. 160Основное внимание на этих семинарах в этом году уделялось диагностическим средствам: как по внешним проявлениям управленцу оценить работу учителя (воспитателя) и ситуацию на уроке (занятии) на соответствие ФГОС? Материалом для обсуждения и построения игромодели выступала актуальная ситуация из повседневной организационно-управленческой деятельности. В работе мы опирались на принцип: только человек, имеющий опыт успешной сущностной игры (или групповой работы, или системной деятельности), может опознать и отличить её от имитации.

Проведение таких игромодельных событий является прецедентом не только в образовательном пространстве Новосибирского района, но и в области в целом.

Подробно о событиях инновационного характера можно прочитать в заметках на сайте http://edunor.ru, а также во втором сборнике статей МКОУ «ИМЦ» «Современная образовательная среда: проблема существования и реализации».

Группа ФМКП выражает благодарность за сотрудничество и активную работу коллегам:

  • М. В. Колесниковой, замдиректора МБОУ Краснообская СОШ №1,
  • Н. В. Таволжанской, учителю МБОУ СОШ № 11 Шиловского гарнизона,
  • Т. С. Калининой, замдиректора УВР МБОУ Верх-Тулинская СОШ №14,
  • Л. И. Шупило, замдиректора МБОУ Криводановской СОШ № 22,
  • М. Н. Семочкиной, замдиректора МБОУ Криводановской СОШ № 22,
  • Т. В. Донец, учителю МБОУ Криводановской СОШ № 22,
  • Ю. Н. Кирилловой, учителю МБОУ Криводановской СОШ № 22,
  • О. А. Тропиной, учителю МБОУ Криводановской СОШ № 22,
  • Л. Н. Мальцевой, учителю МБОУ Марусинская СОШ № 24,
  • Г. П. Губченко, учителю МКОУ Сосновская СОШ №32,
  • Т. Ф. Тимофеевой, директору МКОУ ООШ №33,
  • Д. А. Шумакову, учителю МБОУ Каменская СОШ № 44,
  • А. В. Киселевой, учителю МБОУ Каменская СОШ № 44,
  • О. В. Уряшевой , учителю МКОУ КООШ № 49,
  • Л. П. Клочковой, учителю МБОУ Пашинская СОШ №70,
  • С. В. Зыряновой, замдиректора МКОУ Новошиловская СОШ № 82,
  • О. В. Сирица, замдиректора МБОУ Плотниковской СОШ №111,
  • О. Г. Богомоловой, ст. воспитателю МАДОУ д/с «Колосок»,
  • Е. А. Матюхиной, ст. воспитателю МБДОУ д/с «Ёлочка»,
  • О. В. Зориной, директору НУДО «Лесенка», п. Кольцово.