Профессионализм учителя как необходимое условие реализации ФГОС или Как обучить педагогов системно-деятельностному подходу?
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

Профессионализм учителя как необходимое условие реализации ФГОС или Как обучить педагогов системно-деятельностному подходу?

DSC07794  30 марта 2015 г. после недельных каникул, в МБОУ – Криводановской СОШ № 22 прошел педагогический совет на тему: «ФГОС: опыт, проблемы, перспективы», в котором приняло участие 59 педагогов школы. 

Школа работает по ФГОС НОО с 2011 года, а по стандартам основного общего образования в пилотном режиме – с 2012 года. Так, сейчас в основной школе несколько классов трех параллелей (5,6,7) работают над реализацией основной образовательной программы, соответствующей ФГОС. За время работы с момента введения ФГОС педагоги прошли определенный путь профессионального саморазвития, на котором формировалась их готовность к изменениям, которых требует новый стандарт. Педагоги изучали понятийный аппарат, требования стандарта на курсах, семинарах, путем самообразования, работали над разработкой основной образовательной программы, рабочих программ по предметам, сформировав тем самым в основном методическую основу для работы. Но при этом  многие педагоги еще испытывают ряд трудностей в определении своей готовности к переходу на стандарты. Это показало анкетирование, проведенное накануне педсовета, по результатам которого выявились такие проблемы, как неуверенность педагогов в правильности понимания требований стандарта и своих действий, недостаточность знаний. На самом деле, стандарт предъявляет достаточно четкие требования к результатам, условиям обучения, но не дает четких указаний по их достижению. При этом все мы понимаем, что условием успешной работы современного учителя является овладение технологиями развивающего обучения. Перед учителями встают новые вопросы:

  • Какие изменения нужно внести в структуру урока?
  • Как построить  урок так, чтобы включить детей в активную познавательную деятельность?
  • Что необходимо для того, чтобы урок стал уроком открытия нового знания?
  • Как создать на уроке развивающую для ребенка среду?

В связи с этим были поставлены задачи педсовета:

  • Представить опыт работы учителей по совершенствованию методов организации познавательной деятельности учащихся, развитию универсальных учебных действий
  • Продолжить работу над формированием у педагогов школы навыков анализа организации учебной деятельности, определения существенных признаков современного урока.

Работа по заявленной теме педсовета носила характер семинара и была организована в деятельностном режиме.   Поскольку научиться организации деятельности можно только в самой деятельности.

В качестве представления своего  опыта ряд учителей провели мастер-классы, вовлекая в них и других педагогов, в качестве участников мастер-класса или наблюдателей, которым в свою очередь было дано задание: определить особенности демонстрируемого этапа  урока или вида деятельности в отличие от традиционного урока.

Первый мастер-класс провела Кноль Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, почетный работник образования. Свой мастер класс она посвятила методам формирования у обучающихся умений ставить и формулировать цели, формировать внутреннюю мотивацию к получению знаний через постановку проблемы и актуализацию имеющихся знаний.

Учитель начальных классов Козина Оксана Алексеевна в своем мастер-классе показала фрагмент урока математики в начальной школе по изучению понятия «объем». Ее «ученики» были вовлечены в увлекательный для них процесс переливания воды из одних емкостей в другие, сравнению их наполненности и другие, что в итоге стало процессом получения нового знания и самостоятельной формулировки понятий. Заметим, что ни в этом мастер-классе, ни в других особо не потребовалось никаких современных технических средств, что не помешало сделать урок интересным и современным с точки зрения требований ФГОС.

Одной из форм, активизирующей познавательную деятельность, развивающей коммуникационные и социальные компетенции, является групповая работа учащихся. Мастер-класс по этой форме работы дала учитель математики первой категории Кириллова Юлия Николаевна, которая организовала работу педагогов в группах над решением проблемы: как эффективно организовать работу в группе, провести оценку деятельности группы и каждого ученика. В итоге работы  был получен «конструктор» групповой работы, который педагоги могут взять в свою методическую копилку.

Заключительным мастер-классом, посвященным такому необходимому виду деятельности как рефлексия, логически завершила работу педсовета учитель математики высшей категории Бреховских Татьяна Викторовна, включив в эту работу всех педагогов. Снова поработав в группах, обсудив увиденное и наработанное в ходе своей деятельности на педсовете, каждый педагог смог определить и представить образ  современного урока, а также сформулировать свое отношение к увиденному, услышанному и узнанному в ходе работы, сформулировать те вопросы и проблемы, над которыми коллективу предстоит еще работать. Подводя итоги, Татьяна Викторовна сказала: «Пока учитель задает вопросы: «что я делал, с какой целью», «каковы результаты моей работы, как я этого добился», «мог ли я сделать лучше», «что делать дальше», он развивается. Как только  он начинает довольствоваться достигнутым, прекращается его профессиональный рост».

Стоит добавить, что более, чем об учителях, то же самое можно сказать и о наших учениках: пока у них есть стремление познавать, спрашивать – идет развитие. И учитель должен сделать все, чтобы это стремление, любознательность всячески поддерживать, стимулировать и поощрять. В качестве примера рефлексии, проведенной в виде синквейна (одной из предложенных педагогам), хочется привести следующее получившееся высказывание:

Урок

Современный, деятельностный

Развивает, стимулирует, готовит

Работать не интенсивно, а по умному

Здорово.

Заместитель директора по УВР

МБОУ – Криводановской СОШ № 22 Шупило Л.И.

DSC07709 DSC07715
DSC07724 DSC07761
DSC07778 DSC07794
DSC07865